Евгений Устименко выступит с докладом на международной конференции LPG Ukraine 2020 в дискуссионной панели, посвященной качеству автогаза. Его презентация будет касаться проблемы качества газа с точки зрения автомехаников и владельцев СТО. |
В предпоследнюю неделю января на нашей автогазовой СТО в Киеве был поставлен сомнительного рода рекорд — за пять рабочих дней к нам поступило пять обращений от клиентов разных, но самых именитых брендовых сетей АЗК с просьбой помочь разрешить спор с заправкой из-за перелива газа.
Самой распространенной жалобой, которой клиенты одолевают автозаправочные комплексы (АЗК), является жалоба о так называемом переливе пропан-бутана в баллон автомобиля — то есть, когда клиент подозревает, что колонка отсчитала топлива больше, чем реально было заправлено. В лучшем для клиента случае разбор таких жалоб сводится к предложению “пролить” колонку специальным мерным устройством в присутствии клиента, а персонал АЗК и горячих линий не стремится вникнуть в техническую суть вопроса из-за недостаточного уровня компетенции и безынициативности.
Это приводит к тому, что в 99% случаев такие споры остаются неурегулированными — персонал АЗК считает, что сделал все что мог, а клиент, в свою очередь, на заправки обманувшей, по его мнению, сети больше не приедет никогда.
Попробуем разобраться, до какого уровня на самом деле должен и может заправляться газовый баллон автомобиля, что такое паспорт баллона и как работает балонная арматура.
В Украине, в связи с присоединением в 2000 году к Женевскому соглашению 1958 года, касающемуся безопасности конструкции колесных транспортных средств и их составных частей, с 01.07.2002 вступило в силу несколько десятков международных технических регламентов, так называемых Правил ЕЭК ООН (неотъемлемых частей Соглашения – приложений к нему), в том числе Правила ЕЭК ООН №67, регламентирующие требования к составу и конструкции газобаллонного оборудования (ГБО) для работы на пропан-бутане и требования к конструкции автомобилей, на которые установлено ГБО. Основные требования Правил ЕЭК ООН №67, действующие в странах ЕС и других странах-участницах Женевского соглашения 1958 года, имплементированы в национальное законодательство Украины.
Согласно пунктам 6.3.1.1, 6.15.1.3, 17.3.1.2 и 17.6.3.1 Правил ЕЭК ООН №67 с серией поправок 01 (иначе R67-01), начавшей действовать с конца 2005 года, автомобильный баллон должен быть оснащен автоматическим ограничителем уровня наполнения — 80-процентным стопорным клапаном, соответствующим баллону, для которого он предназначен, установленным в надлежащем положении так, чтобы баллон не мог наполниться пропан-бутаном в жидком состоянии (жидкой фазе) более чем на 80% его емкости. Ограничитель уровня наполнения (он же 80-процентный стопорный клапан или отсекатель) обычно входит в состав мультиклапана, хотя конструктивно может быть выполнен и в виде отдельного устройства.
Причем, согласно п. 6.15.1.3 R67-01 в закрытом положении 80-процентного стопорного клапана при перепаде давления 700 кПа допускается возможность наполнения баллона со скоростью не более 0,5 литра газа за минуту.
В ходе рассмотрения споров о перенаполнении баллонов следует использовать два понятия:
Жалобы о превышении полного заправочного объема баллона, если не превышено значение его полного геометрического объема, на заправках даже не принимают к рассмотрению, так как доказать исправность отсекателя сотрудникам АЗК практически невозможно.
Справедливости ради отметим, что отсекатель действительно не всегда четко срабатывает и в некоторых случаях баллон может наполниться до 100% полного геометрического объема. Это может быть связано как с неисправностью самого отсекателя, так и с умыслом недобросовестного и неквалифицированного установщика ГБО, который сознательно удаляет или «модифицирует» отсекатель, чтобы угодить клиенту. Иногда исправный отсекатель не срабатывает при пониженном давлении газа на выходе из колонки и, соответственно, низкой скорости наполнения баллона газом. При этом в отсекателе просто не создается достаточного усилия для его срабатывания.
Надо подчеркнуть, что свободное пространство в 20% полного геометрического объема баллона над пропан-бутаном в жидкой фазе предусмотрено для пропан-бутана в газовой фазе (насыщенного пара пропан-бутана). Если заправить баллон на 100%, место для паровой подушки будет занято пропан-бутаном в жидкой фазе, что несет высокий риск критического роста давления газа в баллоне при его нагреве и разрушения баллона.
Таким образом, теоретически в баллон объемом 43 литра можно заправить до 43 литров газа, НО ТОЛЬКО ЕСЛИ он был полностью порожний перед заправкой и внутри баллона давление паров пропан-бутана было минимальным. Это редкое, но возможное стечение обстоятельств. Именно поэтому жалобы, когда фактический объем заправки превысил полный заправочный объем, но не превысил полный геометрический объем баллона, АЗК обычно к рассмотрению не принимают.
Вопиющими, на наш взгляд, являются как раз другие случаи, когда в баллон с полным геометрическим объемом, например, 54 литра заправляют 55 и больше литров и начинают, оправдываясь, рассказывать что-то вроде того, что «это у вас в трубки лишнее поместилось», «у нас давление высокое — мы вам газ сильно сжали», «литраж на баллоне указан без учета паровой подушки» или «на холоде газ сильно сжался, поэтому больше зашло».
Конечно, все подобные утверждения — не более чем некомпетентная попытка отвязаться от недовольного клиента. Сотрудники АЗК пользуются тем, что общение переходит в область физико-химических свойств жидкостей и газов. В этой области специалистов среди клиентов АЗК маловато, а готовых отстаивать свою правоту за 40–50 грн переплаты, теряя время на заправке, нет совсем.
На самом деле в заправочную трубку с внутренним сечением 6,5 мм и максимальной длиной 3 метра (!) никак не поместится лишний литр газа, а поместится, от силы, 100 мл.
Чтобы хоть как-то ощутимо сжать пропан-бутан в жидкой фазе при практическом отсутствии в баллоне паровой фазы на заправках просто нет подходящего оборудования — ни высокопроизводительных компрессоров, ни охладительных установок, ни каких-либо других «космических» технологий. Есть только малопроизводительный (в промышленных масштабах) лопастной циркуляционный насос, который качает газ из бочки в колонку, работающий по тому же принципу, что и глубинные насосы для воды в частных домах. Кроме того, ощутимое сжатие пропан-бутана в жидкой фазе при полностью заполненном баллоне просто привело бы к критическому увеличению давления в баллоне и к его разрушению.
Что же делать потребителю, если он столкнулся с ситуацией, когда в баллон заправили объем больший, чем полный геометрический объем баллона?
Увы, однозначного ответа, к сожалению, нет. Какой-то ощутимой компенсации от АЗК добиться, как правило, не удается. Компенсация стоимости тех 2-3 литров газа, перезаправку которых можно аргументированно доказать, ничтожна. Даже если клиенту вернут 30–40 грн, это конечно его не удовлетворит, и он уедет с ощущением что его обманули.
Обычно мы рекомендуем клиентам после таких случаев выбирать другой АЗК. При этом, по нашим собственным наблюдениям, проблема не касается АЗК всей сети, просто на отдельных начинают возникать такие прецеденты, а на остальных АЗК этой сети все может быть абсолютно нормально. Еще одно парадоксальное наблюдение последних нескольких месяцев — жалобы на переливы стали все чаще звучать в адрес крупных брендовых сетей, при этом работой «подзаборников» люди чаще довольны, чем наоборот.
На наш взгляд, с учетом того, что контрольные проливы заправочных колонок специальным мерным устройством при всех подобных жалобах не выявили никаких проблем, причина может крыться в некорректной настройке или неисправности термокомпенсационного модуля колонки. Соотношение масса/объем (плотность) пропан-бутана при изменении температуры окружающего воздуха от -25°С до +25°С может меняться в пределах 10-13% и за корректировку этого показателя отвечает модуль, который меняет на счетчике объемные показатели. Такую частоту жалоб при температуре на улице 0°С…+5°С можно объяснить некорректной настройкой (умышленной или неумышленной) или неисправностью этих устройств в колонках.
К сожалению, доказать или опровергнуть это предположение пока не получается, так как ни один из операторов рынка АЗК до сих пор не проявил воли и желания, чтобы пойти навстречу потребителю и автогазовым специалистам, признать и вместе разобраться с проблемой переливов.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти