Почему топливо, закупленное государственными структурами на ProZorro по самой низкой цене, впоследствии создает проблемы заказчику?
Недавно довелось пообщаться с сотрудником регионального водоканала.
Речь шла о том, что коммунальные предприятия оказались один на один с проблемой некачественного топлива, которое зачастую становится причиной сбоев в работе критической инфраструктуры.
В случае с моим собеседником под угрозой неоднократно оказывалось обеспечение питьевой водой областного центра. В чем же дело?
По закону все госпредприятия при закупке стоимостью выше 50 тыс. грн обязаны идти на тендерную площадку системы «ПроЗорро». И здесь начинаются проблемы.
Во-первых, поставщики неохотно выходят на тендеры, поскольку связываться с госконторой, которую трусят проверяющие органы всех мастей (а заодно и ее подрядчиков), мало кто хочет.
Во-вторых, на торгах нужно выбрать минимальную цену. Учитывая такой критерий, многие поставщики, особенно крупные известные сети, на торги не выходят, понимая, что это пустая трата времени и сил: в основном выигрывают небольшие поставщики, предлагающие минимальные цены.
Этот своеобразный контингент часто не может нормально оформить тендерную документацию. Торги срываются. Предложений нет.
А если есть, то процедура очень длительная, в связи с чем перманентным состоянием является угроза остаться без топлива.
Но даже когда поставщик нашелся, это не означает окончание проблем. Иногда это только начало.
Например, у победителя оказывается всего две заправки на город. При этом прошлым летом одна из них не работала на выдачу бензина: он был такого качества, что в жару колонка не могла его качать, настолько «легким» он был.
Соответственно, коммунальному транспорту приходилось ездить через весь город — а это лишних 7-8 км в одну сторону.
Затем начинаются жалобы водителей на качество топлива. В первую очередь, страдала топливная система – разъело мембраны топливных насосов и соединительные шланги.
Мой собеседник рассказал, что ни одна из трех новых мотокос на этом топливе вообще не завелась!
Несмотря на то, что заправляемый бензин на бензин был не похож ни по цвету, ни по запаху, управы на поставщика так и не нашли.
Но расторгнуть договор позволил еще один интересный аспект: выставляя на тендере низкую цену, впоследствии эти горе-поставщики начинают требовать повышения стоимости.
Мало того, что топливо невозможно использовать, на поверку оно еще оказывается не таким уж и дешевым.
Но в случае с нашим собеседником такое требование поставщика послужило поводом для разрыва договора.
Проблему коммунальных предприятий, страдающих от низкокачественного топлива, подтверждает и директор Института потребительских экспертиз (ИПЭ) Юрий Чернобрывец.
Оно говорит, что на протяжении последнего года получает массовые обращения госпредприятий с просьбой помочь разобраться с проблемой «бодяги».
«Всплеск обращений случается после каждого нашего исследования. Мы делимся, предоставляем протоколы исследований для судов, но с нашим законодательством доказать вину «бодяжников» очень сложно», – говорит директор ИПЭ.
Этой весной и летом институт провел масштабные исследования качества бензинов А-92, А-95 и дизельного топлива, выяснив, что все нарушения приходятся на так называемые сети-дискаунтеры, предлагающие топливо по минимальным ценам.
Рекорд принадлежит сети Мotto – в ее дизтопливе превышение доли серы составило 65 раз!
По итогу, в зоне риска — масса госпредприятий, включая службы «скорой помощи», которые зачастую не просто не могут выехать по вызову, но и не имеют средств на дорогостоящий ремонт. Что же делать?
Адвокат Сергей Цымбалюк видит три способа защиты. При появлении подозрений в отношении качества топлива нужно сделать анализ содержимого бака.
Главное, отобранный образец нужно правильно упаковать, в присутствии двоих свидетелей, чтобы вам потом не сказали, что вы все придумали.
Затем, также экспертным путем, необходимо определить причины поломки автомобиля.
Экспертная оценка состояния автомобиля в данном случае обязательна – как раз для того, чтобы доказать причинно-следственную связь между его поломкой и качеством топлива.
«Есть факт наличия некачественного топлива и факт выхода из строя автомобиля в связи с качественными характеристиками горючего, можно инициировать судебный процесс», — поясняет Цымбалюк.
Но можно пойти и другим путем, который позволит упредить подобную ситуацию.
Для этого нужно правильно заключить договор на поставку нефтепродуктов и предусмотреть в нем периодический забор проб у поставщика с последующей лабораторной экспертизой.
Соответственно нужно предусмотреть санкции, если топливо окажется ненадлежащего качества.
Источник: «Бизнес.Цензор»
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти