В начало

История одного чека, или Куда утекают «топливные» налоги


Артем Куюн, аналитик «Консалтинговой группы А-95»

Как всегда, не вовремя закончившийся омыватель привел меня на заправку БРСМ под Киевом. На кассе обратил внимание на небрежно оставленный каким-то спешащим клиентом чек...

Ниже история о том, как много можно узнать по маленькому кусочку бумаги, обладая некоторыми специфическими данными.

Итак, чек был выдан за оплату сжиженного газа. Его цена со всеми скидками составила 14,04 грн/л.

Я профессионально изучаю рынок сжиженного газа 12 лет. Поэтому посчитать себестоимость газа у БРСМ не составило труда.

Информирую: на тот момент цена продажи была на 5-7 копеек ниже себестоимости газа в том периоде…

Настоящий разрыв шаблона: принято считать, что автозаправки дерут с трудящихся втридорога, а оказывается, торгуют в ноль! Вы в это верите?

Обсуждение в соцсетях этого вопроса вынесло на поверхность позицию менеджеров БРСМ: максимальная скидка была предоставлена клиенту взамен на лояльность и покупку чашки кофе за 30 грн.

Не правда ли, интересный бизнес – отпускать любителям кофе топливо без прибыли.

Только возникает вопрос: как возвращать деньги, потраченные на строительство АЗС, на строительство хранилищ газа (у БРСМ их два), на газовозы? Согласитесь, странно.

Все становится на свои места, если обратить внимание на строку в чеке «післяоплата К». Чтобы не занимать много времени, скажу, что эту покупку клиент оплатил наличными.

Я и мои знакомые сделали несколько контрольных закупок за наличные на БРСМ и обнаружили эту загадочную «К». Но по закону в этой графе должно быть указано «наличные». Что это значит?

Менеджеры БРСМ не дали ответа на этот вопрос. Ответить на него также могла бы Государственная налоговая служба и, надеюсь, еще ответит.

Я же выскажу свою версию, которая во многом перекликается с рассказом главы парламентского «налогового» комитета Даниила Гетманцева в интервью БизнесЦензор.

Итак, что это значит?

Это значит, ваша покупка за наличные в отчетности АЗС будет отображена как обслуживание корпоративного клиента.

Иными словами, это топливо уже было продано по безналу какому-то потребителю, а вы в данном случае являетесь его представителем и просто отовариваете часть якобы ранее купленного объема.

А как же мои наличные, спросите вы? А наличные по кассе не проводятся. Они, скорее всего, кладутся в специальную сумку или пакет – и ваш белый и красивый нал превратится в черный.

Такая несложная операция вымывает из бюджета страны только на торговле нефтепродуктами минимум 15-17 млрд грн ежегодно.

У нефтепродуктов в Украине есть две жизни. Физическая и виртуальная.

Физически топливо продается на заправке за наличные. Но виртуально, по документам, оно ушло, к примеру, на некое промпредприятие. Пусть это будет агрокомпания.

По документам она купила топлива на 1000 грн. Это позволяет ей оформить фиктивное потребление этого топлива. Но не только.

За купленные на 1000 грн документы она получит еще 880 грн наличными: 7% стандартная такса за документы на топливо для фиктивного потребления, еще 5% – за обналичку.

В итоге агрокомпания оформила себе 166 грн липового налогового кредита по НДС (в цене товаров содержится 16,67% НДС), а также завысила свои расходы на 1000 грн и тем самым занизила налог на прибыль на 150 грн (18% от 833 грн, цены партии топлива без НДС).

Считаем бенефиты. С 1000 грн пришлось потратить 120 грн, но в итоге получить 321 грн (166+155) на налоговой оптимизации и еще 880 грн наличных, которые можно потратить на ЗП в конверте, взятки и прочее.

Продавец же «документов» – владелец или операционная компания, эксплуатирующая АЗС – заработал свои 12%.

В итоге он может торговать товаром без прибыли, но на прокрученном литре газа ценой 14,04 грн/л «зарабатывать» 1,68 грн. Поверьте, на пропан-бутане это очень завидная наценка.

Все счастливы! Ну, кроме бюджета... Он с той тысячи недополучит, как минимум, 316 грн налогов с топлива и всяческие сборы с черной зарплаты и других наличных платежей.

Это и есть классическая налоговая «скрутка». И топливо здесь самое ликвидное «сырье». Ведь им можно виртуально сушить зерно, плавить камни, обогревать теплицы, колесить миллионы километров (на бумаге, разумеется).

Стоит ли удивляться, что по нашим расчетам 38% рынка сжиженного газа вообще не фигурирует в госстатистике потребления. Хотя 90% этого топлива физически продается на АЗС.

Раньше подобным промышляли лишь откровенные нелегалы. Главная функция «подзаборных» заправок – физическая продажа топлива, виртуально потребленного на каком-то заводе, и генерация наличных средств.

После наступления правительства на «бочки» в начале 2020 года физически продавать «скрученное» топливо стало трудно.

Но тотальное ослабление контроля со стороны налоговиков в карантин создало почву для расширения масштабов скруток, и эта воронка стала затягивать в себя вполне себе внешне благообразные сети АЗС.

Думаю, нынешние масштабы скруток впечатлили даже владельцев «бочек». Раньше они могли за счет своей нелегальной форы держать ощутимый отрыв от легальных сетей-дискаунтеров. Но теперь условия практически выровнялись.

Показательно, что давно работавшие «бочки» напротив станции БРСМ, где я нашел этот клочок бумаги с буквой «К», недавно закрылись.

Видимо, за 10-20 грн экономии на баке мало желающих заезжать на подзаборную станцию, если напротив стоит большой комплекс, где за чашку кофе или хот-дог дадут такую же цену.

Источник: «Бизнес.Цензор»

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти