На протяжении более чем 15 лет, которые работает наше представительство в Украине (сначала «Мажейкю нафта», а нынче «Орлен Летува»), мы были очевидцами прохождения украинским рынком самых разных этапов его развития. Было время доминирования топлива украинских заводов, но были и периоды, когда импорт достигал 50% баланса рынка.
Лично я уверен, и, думаю, мое мнение разделят многие – последние пять лет, с тех пор как были отменены барьеры при поставке импортных нефтепродуктов, украинский рынок работает безупречно. Забыто понятие дефицита, поставки максимально диверсифицированы. Я насчитал более 10 стран, экспортирующих сюда топливо, и это не учитывая украинских производителей, играющих, пожалуй, ведущую роль. Уровень ресурсного обеспечения крайне диверсифицирован – и выигрывает от этого, прежде всего, потребитель. Ведь такая конкуренция гарантирует объективные цены и доступность продукта любого качества.
На этом фоне заявления представителей Минтопэнерго о намерении продлить действия старых стандартов качества топлив до 2013 г. мы восприняли с большим разочарованием. Современные автомобили, за счет которых преимущественно обновляется украинский автопарк, требуют современных моторных топлив, экология нуждается в более бережном отношении. И полностью очевидно, что усложнение поставок импорта сохранит дисбаланс между спросом и предложением качественного продукта и законсервирует высокое давление транспорта на окружающую среду.
Настолько же все очевидно и в отношении импортных пошлин, о которых сегодня гудит рынок. Не забуду никогда, как на протяжении многих лет мы вместе с высшими чинами Литовской Республики, послами, международным организациями обивали пороги украинских чиновников, пытаясь доказать пагубное воздействие сбора в Пенсионный фонд в размере €10/т, каким-то неведомым образом введенного правительством Пустовойтенко в 1999 г. Казалось бы, мелочь, всего €10, но долгое время эта мелочь серьезно осложняла поставки литовского топлива в Украину. А сегодня на устах размеры пошлины, на фоне которых €10 сойдут за счастье, – €50, €60 и даже €120/т. С высоты пройденного пути могу абсолютно уверенно утверждать: с такими налогами на импорт поставки зарубежного топлива в Украину станут очень проблематичными. Разумеется, какие-то из них останутся, так как технологически украинские НПЗ пока не в состоянии обеспечить нужный объем высокооктанового бензина, но стоимость этого продукта будет уже по-настоящему европейской.
Не будем забывать также и о том, что за последние годы многое изменилось в международном статусе страны. Как минимум, Украина уже член ВТО, и введение пошлины, очевидно, противоречит принципам этой авторитетной организации. Кроме того, не исключено, что не в восторге от пошлин на свою продукцию будут и европейские страны, экспортирующие сюда нефтепродукты. Каким будет их ответ на дискриминационный режим по отношению к своим товарам?
Но самое главное, на мой взгляд, заключается в том, что пошлины на импорт не решат проблему демпинга отдельных стран-экспортеров, которая так тревожит украинских переработчиков. Скажу откровенно, их политика не меньше волнует и нас. С Беларусью, Россией, Казахстаном у Украины заключены межправительственные соглашения о свободной торговле, и это значит, что украинские пошлины на импорт из этих государств распространяться не будут! Тогда как высококачественный нефтепродукт стандарта Евро-5 из стран Евросоюза – Литвы, Румынии, Польши – станет недоступным для потребителя из-за неконкурентоспособности. Выходит, пошлины будут стимулировать поставку, как правило, менее качественных нефтепродуктов из стран СНГ и, по сути, сделают невозможным ввоз в страну топлива высокого качества из стран Евросоюза.
Крайне удивительны заявления о том, что с вводом пошлины нефтепродукты не подорожают. Импорт – основной конкурент украинской продукции – возрастет в цене и по законам рынка, а дальше подтянутся и цены на все остальные рыночные предложения. Мне трудно понять, как может быть иначе.
Абсолютно согласен с тем, что с техническими отсталыми украинскими НПЗ нужно что-то делать. Давайте взглянем на европейский опыт. Наш НПЗ в Мажейкяе был модернизирован без каких-либо государственных дотаций или помощи. В Европе просто не обсуждается срок перехода на ранее задекларированные нормы качества. И это – лучший стимул для модернизации. Даже не успевая построить новые установки, наши нефтепереработчики находили варианты, чтобы вписаться в нормы, пока идет реконструкция и строительство необходимых блоков. Тот же Кременчугский НПЗ, который, как я пониманию, вызывает основную озабоченность Минтопэнерго, весьма современный комплекс с развитыми вторичными процессами. Решить вопрос Евро-4 при существующем потенциале этому заводу под силу. Отрадно слышать, что и сами кременчужане недавно заявили о выпуске бензина Евро-4 к концу года. Вот вам и ответ о стимулировании: есть срок – 1 января 2011 г. – и производители должны быть к нему готовы. Крупнейшие предприятия близки к достижению этой цели. Вопрос дальнейшей поддержки предприятий можно решить путем создания условий для поставок оборудования для модернизации (насколько мне известно, такой проект есть), запретом низкокачественного импорта и премированием поставщиков современного топлива. Что же до пошлины, то это крайне противоречивый механизм, который помимо очевидных негативных результатов для рынка и потребителей может иметь и ряд непредсказуемых последствий в виде реакции международного (европейского) сообщества.
Глава представительства компании «Орлен Летува» в Украине Игорь Майстренко
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти