Рынок сжатого газа сегодня переживает далеко не лучшие времена: спрос невысокий, покрытие Украины АГНКС недостаточное, ценовой паритет с основным конкурентом – пропаном – не достигает оптимального уровня в 30%. Поэтому определенные надежды на развитие этого рынка полагаются на рост добычи собственного природного газа.
Сегодня этот сегмент имеет все предпосылки и условия для развития. Украинские власти стремятся реализовывать проекты по разработке новых месторождений, в том числе нетрадиционной добычи, которые ранее откладывались в «долгий ящик». Считаю, что в ближайшие два-три года мы увидим ощутимый рост собственной добычи, что в свою очередь увеличит объем природного газа в розничном сегменте.
Приток украинского ресурса на рынок даст возможность более прогнозируемого формирования цены на этот вид топлива. Так, увеличение ресурса повысит конкуренцию и даст возможность удерживать стоимость сжатого газа на рыночном уровне.
Однако выход метанового рынка из стагнации невозможен без законодательных изменений. Например, в России рынок альтернативного топлива сейчас активно пытаются развивать. В середине августа начали действовать поправки к закону РФ об энергосбережении, позволяющие муниципальным транспортным предприятиям с привлечением сторонних инвестиций переводить автопарк на газовые виды топлива. Эта инициатива, как видим, исходит от властей, которая является хорошим примером для украинского правительства.
Для развития рынка сжатого газа, и в целом сферы газовых моторных топлив, также необходима инициатива о переходе, к примеру, муниципального транспорта на данный вид топлива. Кроме того, метан можно эффективно задействовать в аграрном секторе. Для крупногабаритного транспорта переход на газовое топливо на фоне растущих цен на дизтопливо и бензин мог бы стать достойной альтернативой. Что касается легковых автомобилей, то напомню о проблематичном нюансе веса газобаллонного оборудования, поэтому здесь решающим должен быть фактор цены.
Конечно, проблемой для рынка сжатого газа остается слабое развитие сети АГНКС, однако ожидаемое снижение цен (как я говорил выше, благодаря росту собственной добычи) сделает расширение сети востребованным.
Подводя итог, следует отметить, что в ожидании изменений рынок метана, к сожалению, недвижим. И наилучшей иллюстрацией этому является – многолетнее отсутствие каких-либо значительных изменений в структуре потребления, отсутствие роста сети АГНКС. Кроме этого, цены (как один из основных индикаторов роста рынка) также фактически не меняются, продолжая «проигрывать» основным конкурирующим топливам.
Так, в начале октября средняя стоимость метана составляет порядка 6,56 грн/л. Для сравнения, в начале июля цена на АГНКС находилась в диапазоне 6,05-6,60 грн/л. А средняя стоимость метана в марте составила 6,44-6,60 грн/л. Как видим, необходимого для развития рынка АГНКС разрыва в 30% с ценой сжиженного газа не только не наблюдалось, но и порой метан стоил дороже пропана. Так, в марте сжиженный газ стоил 5,92 грн/л, а в июле – 6,24 грн/л. Сегодня средняя стоимость LPG все также остается ниже, чем у сжатого газа – 6,28 грн/л. В таких условиях потребителю интереснее переходить на более популярный сжиженный газ.
Роман Сторожев, президент ассоциации «Газовые трейдеры Украины»
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти