В начало

Лаборатория успеха: когда Украина начнет контролировать качество автогаза


Александр Плеве, директор компании ООО «СОК ТРЕЙД»

Контролировать качество из благих побуждений никто не будет. Трейдеры привыкли считать прибыль без учета затрат на контроль качества газа. А с привычками, как известно, бороться сложнее всего. Инвестировать в лабораторное оборудование участники рынка начнут тогда, когда работать без него будет себе дороже.

На конференции LPG Ukraine 2017 компания SocTrade провела первую демонстрацию прибора,  контролирующего качество сжиженного газа. Через пару месяцев, в феврале, должен был вступить в силу новый государственный стандарт сжиженного газа как моторного топлива ДСТУ ЕN 589:2017. После конференции мы проводили демонстрацию, на которую собралось вдвое больше участников, чем ожидалось: пришлось даже делить аудиторию на две группы! Некоторые участники приехали со своими газовыми пробоотборниками, чтобы в рамках мероприятия успеть сделать анализы — настолько это было актуально.

До февраля я объездил всю Украину: контроль качества автогаза был главной темой на рынке, готовились контракты... Но государство сказало: «Все будет хорошо — работайте, как работали». И чиновники продлили действие старого стандарта сниженного газа ДСТУ 27578-87. В итоге все новые проекты по оснащению лабораторий отложили. 

Последние годы для нашего бизнеса выдались очень насыщенными — мы выросли в три раза, открыли новое направление. Этому способствует позиция Евросоюза, который обязывает партнерские государства гармонизировать стандарты, менять подход к контролю качества. Но в сегменте контроля нефтепродуктов трудно «оптимистничать»: вопрос о реформе поднимается ежегодно, еще со времен Азарова, только дальше переговоров дело не идет.

Сейчас новый виток интереса к контролю качества. Мы общаемся с энергетической таможней, специализированными институтами, к нам обратилось Министерство обороны. Для армии вопрос вообще стоит очень остро — нас с оборудованием уже привлекали к организации оперативного контроля топлива. Государственная машина неповоротлива, бизнес мобильней.

Государственная программа контроля качества, центральная арбитражная лаборатория, сеть передвижных объектов — систему Украине нужно создавать почти с нуля. Как это сделать, можно поучиться у крупных розничных операторов. Например, у ОККО, WOG уже есть свои сети мобильных лабораторий и они эффективно работают.

Кстати, история SocTrade в Украине началась в 90-х, с оснащения лаборатории «Укргаздобычи». Завод закупил технологию UOP, а обязательным условием ее производителя был контроль качества на разных этапах технологии. SocTrade был рекомендован UOP для поставки лабораторного оборудования и постановки методик анализов. Тогда еще даже украинского офиса не существовало, работы выполняли московские и питерские коллеги — но это был старт. В этом году SocTrade в Украине  отпраздновал свое 15-летие. «Укргаздобыча» сейчас активно развивает контроль качества, и мы продолжаем поставлять туда оборудование. Но пока это единственный большой госпроект связанный с контролем качества нефтепродуктов.   

Нефтехимический отдел — неотъемлемая часть нашей компании с момента ее основания. Мы сотрудничаем со всеми крупнейшими предприятиями Украины, контролирующими качество нефтепродуктов: коммерческими лабораториями, трейдерами, НПЗ… Начинали с оборудования для анализа нефти и мазута, которые шли транзитом через Украину, но потом вместе с рынком переключились на светлые нефтепродукты — бензин и газ.

Работая с новыми газовыми лабораториями, мы учимся быть более гибкими в комплектации и условиях оплаты. Одно дело оснащать НПЗ, другое — небольших трейдеров. Для розничных операторов это дополнительная финансовая нагрузка. Инвестиции в организацию контроля качества влияют на многие процессы в компаниях. Но все равно вкладываться операторы будут только  тогда, когда государство обяжет их следовать принятым евростандартам. В ЕС программа работает, потому что нарушать себе дороже.

Действие советского ГОСТа по сжиженному газу истекает 1 января 2019 года. Это может стать новой точкой отсчета на топливном рынке — конечно, если чиновники снова не передумают в ущерб качеству.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти