У початок

В Украине растут производство «бодяги» и продажи топлива мимо кассы

С 2013 г. потребление светлых нефтепродуктов в Украине снизилось на 30,5%. Лидером снижения является бензин, продажи которого за последние два года сократились почти вдвое. Продажи дизельного топлива, больше используемого в коммерческом секторе, сократились на четверть. Однако сведение баланса поставок и потребления говорит о том, что в госстатистике произошел сбой: собственное производство и импорт оказались в Украине меньше суммарных продаж в ритейле и корпоративном секторе.

Такое положение веще может иметь только одно объяснения: в Украине растут объемы продаж контрафактного топлива. А статистическое падение потребления топлива оказалось значительно выше реальных показателей. Причиной такого расхождения может быть работа некоторых операторов «мимо кассы». Об этом рассказывает директор «Консалтинговой группы А-95» в статье «Рынок нефтепродуктов. Полет ненормальный», опубликованной на «Зеркале недели».

Высокая цена топлив из-за падающей гривни и растущих налогов на фоне снижения покупательной способности населения и потери территорий — основные причины огромных темпов снижения потребления. Кроме того, из более чем 40-процентного снижения до 10% унесли с собой Крым и оккупированная часть Донбасса. Еще столько же бензина "трансформировалось" в сжиженный газ. В эти два года привлекательность "газовой" альтернативы стала еще выше: пропан-бутан временами был дешевле бензина втрое, хотя до 2014 г. цена газа, как правило, была ниже всего вдвое. В чистом виде сокращение потребления бензина в 2014–2015 гг. можно оценить в 20%.

Интересной особенностью рынка бензина продолжает оставаться тот факт, что физические поставки не покрывают официальных объемов потребления. Так, в 2015 г. около 500 тыс. т бензина, или порядка 19% от оценочного потребления, были неизвестного происхождения. О них можно сказать лишь, что это — контрабанда и фальсификат, производимый из "отечественного" сырья и добавлением различных компонентов в товарные бензины с целью увеличения их объема. Только на акцизном сборе потери бюджета на таком объеме составили не менее 3 млрд грн, сопоставимые потери и от неуплаты НДС.

Иная ситуация с ДТ. Его потребителем в основном является корпоративный сектор, для которого нет варианта — ехать или нет. Дилемма такова: останавливать бизнес или продолжать работать? Если верить официальной статистике, то падение потребления за два года составило почти 25%. Однако данные реальных поставок выглядят более обнадеживающе. Суммарное падение производства и импорта дизельного топлива составляет менее 10%, да и пришлось оно на 2014 г., показывая стабилизацию в 2015-м. Судя по всему, имеет место сбой в госотчетности, который объективно вызван войной в двух крупнейших промышленных регионах страны.

Рост цен на топливо может привести к тому, что в 2016-м произойдет ряд интересных изменений, которые могут существенно изменить расстановку сил как на оптовом, так и на розничном рынках.

Ссылка на публикацию.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти