У початок

В России разгорается новый скандал вокруг испорченной нефти

Поставки отравленной органическими хлоридами российской нефти могут обернуться не только огромными расходами на выплату компенсаций, штрафных санкций и внеплановое техническое обслуживание трубопровода «Дружба», но и серьезным межведомственным конфликтом.

Накануне первый вице-премьер РФ Антон Силуанов выступил против выплат компенсаций и штрафных санкций из бюджета. Он, в частности, заявил: «Это будет, по сути, бюджетная компенсация за недоработки компании, которая не выполнила свои контрактные обязательства по поставке качественной нефти». Поэтому «Транснефть» должна сама нести финансовую ответственность, считает Силуанов.

Реакция компании была незамедлительной и эмоциональной. Ее представитель Игорь Демин напомнил, что в рамках следствия «Транснефть» признана потерпевшей стороной.

«Когда был взорван несколько лет назад автомобиль первого замминистра финансов Андрея Вавилова рядом со зданием министерства, никто не назвал это «косяком» в работе Минфина. Полагаю, что в данном случае Силуанов был ориентирован на информацию, распространяемую недоброжелателями компании «Транснефть», — сказал он. Сама же «Транснефть», по словам Демина, не обращалась и не собирается обращаться в правительство с просьбой о снижении дивидендов из-за ситуации с «Дружбой».

Пресс-служба Силуанова в ответ сообщила, что там «удивлены столь эмоциональной реакцией коллег». Первый вице-премьер против перекладывания финансовой ответственности за случившееся на бюджет, на налогоплательщиков, пояснил его пресс-секретарь Андрей Лавров, а пример со взрывом автомобиля Вавилова, по его мнению, некорректный и неясный по смыслу.

Минфин РФ уже четыре года борется за то, чтобы госкомпании отдавали акционерам половину чистой прибыли. Делают это не все. «Транснефть» (78,55% акций принадлежит Росимуществу) тоже не выполняла это требование, но по итогам 2017 г. заплатила 50% нормализованной чистой прибыли (прибыль без учета эффектов от выбытия долей в СП, курсовых разниц и т. д.). Дивиденды за 2018 г. еще не определены, но вице-премьер Дмитрий Козак 16 мая сказал, что в их расчет должны быть включены затраты на компенсацию ущерба от «грязной» нефти в «Дружбе». На что министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что пока рано говорить о пересмотре дивидендов «Транснефти», добавив, что это компания с сильным экономическим состоянием.

Каким будет для «Транснефти» ущерб, пока не ясно. Речь может идти о сотнях миллионов долларов — вряд ли о миллиардах. Для сравнения: чистая прибыль компании за 2018 г. составила $3,7 млрд, т. е., по логике Минфина, на дивиденды должно пойти $1,85 млрд.

«Транснефти» действительно нет причин жаловаться: у нее невысокий долг (1,4 EBITDA на конец 2018 г.), крупные инвестиционные проекты завершаются, а новых пока не ожидается. Она избавилась от валютного долга, солидные российские банки охотно предоставляют ей кредиты. «Транснефть» генерирует свободный денежный поток по итогам 2018 г. — 79,2 млрд руб. — и, по прогнозам экспертов, продолжит это делать. «Финансовой гибкости «Транснефти» достаточно, чтобы справиться с возможными расходами из-за загрязнения нефтепровода «Дружба», — уверено агентство S&P Global Ratings.

Справка enkorr

Первые сообщения о некачественной нефти из нефтепровода «Дружба» появились 19 апреля от концерна «Белнефтехим». Он сообщал о 10–25-кратном превышении допустимых показателей доли органических хлоридов. 22 апреля некачественное сырье достигло европейских НПЗ.

Чтобы предотвратить повреждение технологического оборудования на трубопроводах и НПЗ, некоторые европейские государства отказались принимать «хлоридную» нефть, что привело к остановке «Дружбы». При этом Венгрия, Польша и Чехия вскрыли стратегические запасы нефти с тем, чтобы обеспечить бесперебойную работу своих НПЗ.

По оценкам экспертов, органическими хлоридами отравлено от 3 до 5–5,5 млн т российской нефти. На данный момент РФ эвакуировала около 2 млн т «токсичного» сырья морским и ж/д транспортом. Значит не менее 2 млн т все еще остается в различных ветках нефтепровода.

Глава Total Патрик Пуянне заявил, что его компания потребует компенсацию за потери, вызванные поставками по «Дружбе» загрязненного сырья, очистку которого он оценил в $15/барр. Одна тонна нефти Brent — это примерно 7,28 барр., т.е. за пределами РФ скопилось около 14,26 млн барр. «хлоридной» нефти, очистка которой обойдется примерно в $213,9 млн. Если к этому добавить логистические затраты, то только за простой расположенного в Германии НПЗ Leuna РФ должна компании Total не менее $300 млн.

Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил об «огромных» потерях нефтяной отрасли, исчисляемой сотнями миллионов долларов, т.е. речь идет о минимум $200 млн.

Но главное, никто не знает, что делать с «хлоридной» нефтью. Vitol и Unipec пытаются сбыть ее китайским независимым НПЗ 0,75–1,5 млн со скидкой 10–20% ($7,5–15/барр.). Берем средние показатели и получаем средний суммарный размер вынужденного дисконта — $126,6 млн. Плюс логистика.

К полученным примерно $600 млн необходимо прибавить претензии остальных участников рынка, затраты на эвакуацию «хлоридного» сырья в Россию, репутационные потери, стоимость техосмотра и техобслуживания технологического оборудования, пр.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти