У початок

Санкции РФ требуют скорейшего реформирования рынка нефтепродуктов Украины

Существенные ограничения Российской Федерацией поставок нефтепродуктов в июне 2019 года, а также переход на ежемесячное согласование объемов экспорта топлива в Украину диктуют необходимость проведения срочных мер по повышению устойчивости рынка и снижению зависимости от этих поставок путем поддержки альтернативных направлений — внутренней нефтепереработки и морского импорта. Об этом говорится в пресс-релизе «Консалтинговой группы А-95».

Кроме того, в первоочередном порядке должен быть сформирован запас нефтепродуктов в стратегических сферах — оборонной и транспортной.

Стратегическим направлением альтернативных поставок в «Консалтинговой группе А-95» считают импорт по морю, который на данный момент обеспечивает не более 10% национального баланса дизтоплива. По расчетам экспертов, существующая портовая инфраструктура потенциально способна заместить не только российские, но и белорусские поставки.

Для запуска этого канала необходимо:

- вдвое снизить портовые сборы до уровня среднеевропейских;

- ввести льготный железнодорожный тариф на вывоз топлива из портов;

- приоритетно обеспечить нефтеперевалочные комплексы подвижным составом.

Основным риском при переориентации на «морские» поставки является доминирующее положение группы «Приват» в сфере портовой нефтеперевалки, что в сумме с контролем над крупнейшим в стране Кременчугским НПЗ создает угрозу монополизации рынка.

В этой связи правительству необходимо вернуться к активному участию в управлении Кременчугским НПЗ, в котором государству принадлежит 43% акций, и рассмотреть возможность участия в загрузке нефтью предприятия силами НАК «Нафтогаз Украины».

В среднесрочной перспективе государству необходимо создать мощности по перевалке нефтепродуктов, особенно — сжиженного углеводородного газа (СУГ, LPG).

«Потенциально по морю можно заместить российские и даже белорусские объемы дизельного топлива. Но заместить поставки LPG из России и Казахстана украинская морская инфраструктура не способна даже на 50%», — считают в «А-95».

Помимо уменьшения портовых сборов, которые снизят себестоимость сырья и повысят конкурентоспособность экспортной продукции украинских НПЗ, важнейшим шагом для их поддержки станет ликвидация «теневого» рынка нефтепродуктов. Центральным элементом этой программы является запуск с 1 июля 2019 года лицензирования операций с нефтепродуктами, внедрение системы мониторинга фактических остатков топлива на складах с помощью уровнемеров в стационарных и передвижных хранилищах, а также модернизация системы администрирования топливного акциза.

«Нелегальные НПЗ и прочие кустарные производители преимущественно выпускают бензин — избыточную позицию в номенклатуре украинских НПЗ. Это делает увеличение переработки невозможным. Контроль за торговлей и перемещением моторных топлив должен существенно снизить «теневой» оборот и в первую очередь дать стимул спросу на продукцию украинских НПЗ», — говорит директор «Консалтинговой группы А-95».

Легализация «теневых» объемов нефтепродуктов позволит увеличить доходы государственного бюджета, которые можно использовать для создания запасов нефтепродуктов на базе Госрезерва. Также правительство должно обязать «Укрзализныцю» и Минобороны Украины сформировать и удерживать неснижаемый запас в объеме не менее их месячного потребления. Также необходимо ускорить внесение в парламент законопроекта о создании минимальных запасов нефти и нефтепродуктов, который находится в стадии разработки около четырех лет.

В случае, если реализация данного комплекса мер не даст желаемого результата, правительству необходимо задействовать ограничительные механизмы в виде квот и пошлин по стране происхождения.

Как сообщал enkorr, 31 мая стали известны параметры поставок российского ДТ и СУГ на июнь. По имеющейся информации, Минэкономразвития РФ согласовала поставку 65 тыс. т ДТ и 32 тыс. т СУГ. Для сравнения в январе-апреле 2019 г. среднемечячный импорт российского ДТ в Украину составил 225 тыс. т, СУГ — 64 тыс. т/мес.

Напомним, 18 июня в Одессе состоится третий форум Black Sea Petroleum Trading 2019, посвященный трейдингу нефтепродуктами. Основное внимание  будет сосредоточено на импорте топлива по морю как альтернативного канала снабжения украинского рынка. Онлайн-регистрация участников форума проводится на сайте организаторов.

 

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти