Танкеры стали покидать ливийские порты без грузов после того, как несколько дней они ожидали окончания блокады экспортных терминалов страны силами, преданными ливийскому фельдмаршалу Халифе Хафтару. Об этом передает oilandgaspeople.
Блокада практически остановила экспорт нефти из страны, который в последние месяцы составлял около 1 млн барр./сут. Более половины этих поставок приходилась на Средиземноморье, где крупнейшими покупателями являются Италия, Испания и Франция. Китай также превратился в крупный рынок, на который приходится около 20% экспорта ливийской нефти.
Силы Хафтара 17 января закрыли экспортные порты в Сиртском заливе в Центральной Ливии и терминале Харига на востоке страны. Терминалы Меллита и Завия на западе были вынуждены прервать поставки через два дня после того, как были остановлены сырьевые потоки со снабжающего месторождения. В результате закрытия порта Национальная нефтяная корпорация (NOC) объявила о форс-мажорных обстоятельствах в отношении поставок.
По данным отслеживания танкеров, осуществляемого Bloomberg, по крайней мере четыре судна, способных перевозить более 3 млн барр. сырой нефти, покинули ливийские порты за последние 24 часа порожняком. Еще несколько готовятся к отбытию без груза, сообщают портовые агенты.
В Ливии нет складских мощностей, которые могли бы позволить продолжить нефтедобычу в условиях падения экспорта. Несколько резервуаров на терминале Рас-Лануф были уничтожены в 2018 г., в результате чего количество действующих емкостей сократилось с 13 до 3. Только два морских проекта в Ливии — Бури и Аль-Джурф — все еще могут работать в обычном режиме; каждый из них добывает около 30 тыс. б/с.
Как сообщила 3 февраля NOC на своей странице в Facebook, добыча ливийской нефти упала до 271 204 б/с. Глава компании Мустафа Саналла заявил Bloomberg Television, что в течение нескольких дней производство может упасть до 72 тыс. б/с, если ситуация не улучшится.
«Не совсем понятно, чего именно хочет Хафтар в обмен на прекращение блокады, — сказал Тим Итон, старший научный сотрудник Chatham House, Лондон. — Похоже, что предварительные переговоры не ведутся … Появились признаки того, что эта блокада будет затяжной».
Уход порожних танкеров может означать, что покупатели больше не верят в быстрое снятие блокады с ливийских экспортных портов.
Справка enkorr
Бывший полковник ливийской армии Халифа Белкасим Хафтар 21 июня 1988 г. при поддержке французских и американских спецслужб объявил о создании Ливийской национальной армии (ЛНА) и желании покончить с диктатором Каддафи. С 1991 по 2011 гг. Хафтар проживал в США, в городе Фоллс-Черч, штат Вирджиния.
В процессе ливийской революции его роль сводилась к военному руководству, и после свержения Каддафи большая часть западной помощи оружием и деньгами была перенаправлена официальному правительству Ливии, к которому Хафтар находится в «мягкой» оппозиции. Маршал решил вопрос с недофинансированием, захватив при помощи ЛНА и пр. союзников большую часть нефтяных полей и ливийских НПЗ, а также портовой нефтеналивной инфраструктуры.
Отсутствие поддержки со стороны Запада и растущие потребности в мощном мобильном оружии заставили маршала искать новых союзников. Именно в этот момент в регионе появилась российская морская группировка. Хафтар быстро установил контакт с военными РФ.
По данным Expert.ru, в 2016 г. ливийский маршал дважды посещал Москву: в июне 2016 г. он проводил переговоры с секретарем Совбеза РФ Николаем Патрушевым и главой МО Сергеем Шойгу, а в ноябре — с Шойгу и министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.
В январе 2017 г. Хафтар на борту тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» встречался с вице-адмиралом Виктором Соколовым и провел видеоконференцию с Шойгу. По данным российского интернет-издания, Хафтар также проводил переговоры с начальником Генштаба МО РФ генералом армии Валерием Герасимовым.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти