В 2019 г. Министерство обороны закупало бензин и дизельное топливо у компаний из орбиты «Трейд Коммодити» по цене в среднем на 3300 грн/т выше рыночных. В декабре эта разница достигла рекордных 7200 грн/т или почти 30% от рыночной цены.
Об этом свидетельствуют расчеты enkorr, основанные на сопоставлении рыночных цен топлива с ценами по пяти контрактам «Трейд Коммодити» на бензин и ДТ в период их отгрузки.
Больше всего Минобороны переплатило на двух идентичных контрактах ООО «Ферст Групп» на поставку 18 042 тонн бензина А-80 долгосрочного хранения, произведенного на собственном мини-НПЗ в Каменском (Днепропетровская область).
Эти договоры заключены 2 июля 2019 г. по цене 32 670 грн/т. На момент подписания контракта, цена была на 2610 грн/т выше среднерыночной стоимости бензина А-92 — ближайшей рыночной альтернативы низкооктановой марки А-80-ДЗ, которая на оптовом рынке не представлена. Отметим, что «Ферст Групп» была единственным участником тендера.
Основной объем топлива в нарушение изначально оговоренных сроков был отгружен поставщиком в декабре, когда рыночные цены бензина по сравнению с июлем упали на 15%. Министерство обороны не пересмотрело контрактую цену и в итоге — в декабре приняло от «Ферст Групп» 6009,5 тонны бензина А-80 по цене 32 670 грн/т, в то время как рыночная цена А-92 составляла 25 600 грн/т. Только в декабре на разнице в 7162 грн/т Минобороны переплатило поставщику около 43 млн грн. Всего в августе-декабре переплата составила 71 млн грн (см. рис. 1).
Аналогичная ситуация произошла и с контрактом ООО «Торум» на поставку 25 415 тонн дизельного топлива арктических марок, подписанного 7 октября 2019 г. На аукционе 13 сентября «Торум» победил с ценой 27 400 грн/т, которая на тот момент была ниже даже рыночной цены обычной марки ДТ, то есть без учета $50/т-премии на качество арктической марки ДТ.
Контракт был подписан 7 октября, а отгрузки осуществлялись в ноябре-декабре, когда рыночные цены ДТ опустились на 9%, по сравнению со средней ценой в октябре. В итоге при рыночной цене арктического ДТ в декабре на уровне 24 734 грн/т, министерство получило 12 084 тонны топлива по 26 700 грн/т, то есть на 2666 грн/т дороже. Всего в ноябре-декабре по этому контракту Минобороны оценочно переплатила 47 млн грн (см. рис. 2).
По майскому контракту на 5,3 тыс. т летнего ДТ между подконтрольной «Трейд Коммодити» компанией «Август Пром» и Министерством обороны поставки осуществлялись в июле-августе по цене в среднем на 4385 грн/т выше рыночной. В итоге за 5,3 тыс. т переплата составила около 21 млн грн (см. рис. 3).
Единственный из пяти контрактов «Трейд Коммодити» на моторные топлива с Минобороны, по которому поставки осуществлялись по цене ниже рынка, компания ООО «Торум» потребовала через суд разорвать. Сначала из-за роста рыночных цен она запросила пересмотра цены, а после получения отказа подала в суд на досрочное расторжение договора. В рамках этого контракта Министерство обороны приобрело 11 088 тонн ДТ-арк (из планируемых 15 558 тонн), сэкономив по сравнению со среднерыночной ценой около 10 млн грн (см. рис. 4).
Напомним, «Трейд Коммодити» в 2019 г. снова стало крупнейшим поставщиком топлива для Министерства обороны, законтрактовав 81 тыс. т (около 60%). При этом сроки поставки по 5 из 7 контрактов были сорваны и в итоге в 2019 г. компания выполнила свои контракты только на 71%, отгрузив около 57 тыс. т.
Как сообщалось, с 2016 г. Национальное антикоррупционное бюро проводит расследование в отношении должностных лиц Министерства обороны и ООО «Трейд Коммодити» из-за завышения цен топлива летом 2016 г. Тогда должностные лица Минобороны аналогичным образом после снижения рыночных цен не заключили дополнительные соглашения о снижении цен по контрактам из «Трейд Коммодити», из-за чего убытки госбюджета, по оценкам НАБУ, составили 159 млн грн.
Закупки нефтепродуктов Министерством обороны часто сопровождаются скандалами из-за срыва поставок или завышенных цен. По мнению экспертов «Консалтинговой группы А-95» и участников рынка, причиной этого является отказ от перехода на формульное ценообразование.
Справка enkorr
Группа «Трейд Коммодити» в начале 2016 г. стала активным участником государственных тендеров. По результатам 2019 г. на нее приходилось свыше 50% всех поставок топлива на Минобороны (в 2017 г. 60%, 2018 — 35%) и 30% — на «Укрзализныцю» (в 2017 г. — 50%, в 2018 — 40%).
Журналистские расследования указывают на поддержку «Трейд Коммодити» со стороны бывшего руководства фракции БПП, в частности экс-депутата Александра Грановского. 16 октября 2017 г. бизнесмен Андрей Адамовский, ранее известный своим сотрудничеством с А. Грановским, заявил, что является «одним из инвесторов» этой компании. Вторым инвестором был назван Владимир Трофименко. На данный момент он, как и учредитель «Трейд Коммодити» Вадим Майко, находятся под следствием НАБУ.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти