Крупнейшим импортером авиационного топлива в 2019 г. стала компания «Глуско Украина», нарастив поставки почти в два раза — до 74,2 тыс. т, по сравнению с 2018 г. (40,3 тыс. т). Об этом enkorr сообщили в «Консалтинговой группе А-95» со ссылкой на данные собственного исследования.
Свыше 80% этого объема «Глуско Украина» импортировала из Литвы. Остальная часть — около 12 тыс. т — была поставлена из Беларуси, откуда не импортировала более четырех лет.
Двукратное повышение импорта преимущественно обусловлено ростом поставок в аэропорт Борисполь, где компания является оператором заправки самолетов: за год они увеличились с 24 до 46 тыс. т. Поставки в аэропорт «Киев» («Жуляны») сохранились на уровне прошлого года —15,7 тыс. т. Также росту импорта способствовало начало поставок РТ для Вооруженных сил: в сентябре 2019 г. «Глуско Украина» заключила с Минобороны контракт на 9 тыс. т.
Вторую строчку рейтинга заняла компания «Амик Украина» — оператор авиазаправки в аэропортах Борисполя, Киева, Харькова и Одессы. По итогу 2019 г. она импортировала 49,2 тыс. т против 43,5 тыс. т годом ранее. Компания в основном оперирует топливом литовского производства.
Тройку лидеров замыкает топливозаправочная компания Baltic Grand Service (BGS) c объемом 25,9 тыс. т Этот объем компания приобрела через специмпортера «БНК-Украина».
№ |
Импортер |
2019 |
2018 |
Изм к 2018 |
Доля в 2019 |
1. |
Glusco |
74,2 |
40,3 |
84% |
28% |
2. |
Amic |
49,2 |
43,5 |
13% |
19% |
3. |
BGS |
29,5 |
44,6 |
-34% |
11% |
4. |
Галнафтогаз |
28,6 |
21,6 |
33% |
11% |
5. |
Трейд Коммодити |
24,1 |
197,5 |
-88% |
9% |
6. |
Люкс Краина |
22,6 |
21,2 |
6% |
9% |
7. |
Приват |
17,4 |
9,7 |
80% |
7% |
8. |
Socar |
7,6 |
24,7 |
-69% |
3% |
9. |
Авиа Ойл |
4,9 |
4,3 |
13% |
2% |
10. |
Аэропорт Львов |
4,2 |
1,9 |
127% |
2% |
|
Другие |
2,2 |
153,9 |
-99% |
1% |
Общий итог |
264,6 |
563,2 |
-53% |
Лидер прошлогоднего рейтинга по объему импорта — группа «Трейд Коммодити» — сократила поставки в 8 раз, до 24 тыс. т, из которых примерно 20 тыс. т должно было быть поставлено по контрактам с Министерством обороны. Если в 2018 г. на «Трейд Коммодити» приходилось 33% всего импорта, то в 2019 г. — менее 10%. Резкое снижение поставок компанией связано с реформой системы целевого использования авиатоплива, внедренной в 2019 году.
Напомним, контроль над целевым использованием был введен для ликвидации схемы смешивания керосина с дизельным топливом, что приводило к занижению уплаты налоговых обязательств, в частности акциза. Такое смешивание и продажа продукта под видом ДТ имело экономический смысл из-за семикратной разницы в акцизном налоге на ДТ (€139,5/тыс. л) и авиатопливо (€21/тыс. л). Потери же бюджета от этого оценивались в 1,5 млрд грн в год.
В 2017–2018 гг. эксперты и участники рынка указывали на порт Николаев, где фиксировался наибольший дисбаланс между объемом поставок авиатоплива и его дальнейшим выходом из порта. В 2017 г. такой дисбаланс составил 80 тыс. т, в 2018 г. вырос до 135 тыс. т.
Основным импортером топлива через порт Николаев является группа «Трейд Коммодити», которая одновременно была и лидером по импорту авиакеросина.
Как сообщал enkorr, в 2019 г. вследствие реформы объем рынка авиационного топлива в целом сократился на 39% (на 305 тыс. т), до 483 тыс. т.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти