У початок

Белорусские власти опасаются всплеска цен на моторное топливо

Для Беларуси новые условия импорта российской нефти неизбежно приближают ее цену к мировой. Вслед за этим внутренние цены на автомобильное топливо вырастут до уровня таких же стран-импортеров нефти, передает «Хартия’97» со ссылкой на публикацию эксперта по вопросам топливно-энергетического комплекса Татьяны Маненок.

В статье, опубликованной на сайте «Белрынок», автор пишет, что цена на российскую нефть для белорусских НПЗ определяется по специальной формуле, напрямую привязанной к мировым котировкам. Упрощенно она выглядит так: мировая цена минус экспортная пошлина. К примеру, в январе 2021 г. экспортная пошлина на российскую нефть сорта Urals составляет $38,7/т. Примерно на столько же российская нефть дешевле для Беларуси, чем при продаже ее на экспорт. Впрочем, для сохранения привлекательности поставок нефти в республику российские нефтяники включают в цену премию в размере около $12 /т.

С каждым годом налоговый маневр в нефтяной промышленности РФ приближает стоимость российской нефти для белорусских НПЗ к мировой. Если в 2018 г. они покупали сырье по цене около 75% от мировой, то в 2020 г. этот показатель достиг 85%. В 2021 г. цена нефти для Беларуси, по данным концерна «Белнефтехим», составит 88-90% от мировой. К 2024 г. налоговый маневр в РФ завершится, экспортная пошлина обнулится, и цена российской нефти для Беларуси будет такой же, как и на экспорт. Это означает, что к 2024 г. мировые цены на автомобильное топливо также достигнут в Беларуси мирового уровня.

До начала налогового маневра в РФ, когда цена российской нефти не превышала для Беларуси 50% от мировой, НПЗ республики помогали сдерживать цены на автомобильное топливо на внутреннем рынке — доходность от поставок нефтепродуктов на экспорт позволяла компенсировать убыток НПЗ при отрицательной эффективности продаж топлива на внутреннем рынке. Сейчас такой возможности у белорусских заводов нет, поскольку местная нефтепереработка давно не приносит сверхприбыли, а ее рентабельность за последние годы снизилась до критических 3–5%.

В последние два года стратегия концерна «Белнефтехим» в отношении цен на моторное топливо заключалась в том, чтобы плавно корректировать цену не более чем на 1 копейку в неделю с учетом мониторинга условий работы НПЗ, пишет Татьяна Маненок.

В результате в 2019 г. цены на автомобильное топливо в Беларуси изменялись 28 раз. По итогам года цена за один литр бензина АИ-95-К5-Евро увеличилась на 12,35%, АИ-98-К5-Евро — на 9,7%, АИ-92-К5-Евро — на 13,95%, дизельное топливо — на 12,35%. В 2020 г. цены на автомобильное топливо в Беларуси изменялись 16 раз. В результате цена литра бензина АИ-95-К5-Евро увеличилась на 3,35%, АИ-98-К5-Евро — на 3,06%, АИ-92-К5-Евро — на 3,66%, дизельное топливо — на 3,45%.

Недавно председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков заявил, что в 2021 г. цены на автомобильное топливо в Беларуси будут изменяться согласно ранее принятой стратегии «1 неделя — 1 копейка».

В таких условиях основным правительственным инструментом для сдерживания розничных цен на моторное топливо является снижение налоговой составляющей, которая на сегодняшний день равна примерно 40%.Основная доля в розничной цене бензина — более 80% — приходится на стоимость нефти, которую НПЗ Беларуси покупают за валюту.

Белорусские власти пытаются облегчить налоговое бремя для НПЗ, чтобы те из-за конъюнктурных изменений не просили повышать стоимость автомобильного топлива на внутреннем рынке. С этой целью правительство сохранило в 2021 г. акцизы на автомобильное топливо на уровне 2020 г.. Причем в текущем году ставки акцизов на топливо установлены на весь год, без традиционной разбивки на полугодия.

После завершения налогового маневра в РФ правительство Беларуси может вообще отказаться от акцизов на автомобильное топливо, о чем уже не один раз заявляли представители фискального ведомства. При этом в Минфине называет вероятную отмену взимания акцизов на автомобильное топливо вынужденной мерой, призванной сохранить приемлемый уровень цен на бензин для национальной экономики, отмечается в статье отраслевого экперта.

В Беларуси вынуждены снижать налоговую нагрузку на топливо, опасаясь в том числе диспаритета с российскими ценами. По той же причине власти не могут включить в розничную цену на топливо дорожный сбор (0,1 бел. руб./л).

По словам заместителя министра финансов Беларуси Дмитрия Кийко, «если наложить на те 0,1 руб. еще и ежегодный рост стоимости топлива в связи с налоговым маневром (около 0,2 руб./л), то на среднесрочном горизонте мы можем получить диспаритет цен с РФ. Это значит, что при существенном отличии цен на топливо в Беларуси и РФ в нашей стране будут меньше заправляться транзитные перевозчики, объемы реализации топлива в Беларуси упадут, есть риск серых перетоков топлива из России».

Чтобы этого не допустить, в Беларуси будут вынуждены снижать налоговую составляющую в цене на бензин, отметил Кийко.

Два года назад белорусский Минфин оценивал потери доходов при отказе от акцизов на автомобильное топливо в размере порядка 0,7% к ВВП.

Справка enkorr

В 2020 г. белорусские НПЗ поставили в Украину 857,2 тыс. т бензина (+24% к 2019 г.). За тот же период нефтеперерабатывающие заводы республики уменьшили отгрузки дизельного топлива в Украину на 10,2% — до 2,22 млн т.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти