У початок

Законопроект об ужесточении контроля за оборотом керосина будет неэффективным

Предложенные Кабинетом Министров изменения в Налоговый кодекс в части ужесточения контроля за оборотом авиационного керосина имеют много рисков и могут не достичь поставленной цели. Такое мнение было озвучено в ходе круглого стола в Антимонопольном комитете, посвященном проблемам рынка авиационного топлива.

Разработанный Государственной фискальной службой законопроект предусматривает, что импортировать авиационный керосин по льготной ставке €21/тыс. л можно при наличии сертификата аэропорта.

Участники рынка высказали опасения, что такие сертификаты можно сравнительно просто оформить и тем самым продолжить нецелевое использование авиакеросина.

«В крупных аэропортах получить сертификат будет сложно, но на периферии, например, в Херсоне или Черновцах, его можно оформить достаточно просто. Поскольку за операциями обладателей этих сертификатов контроля не ведется, их владельцы могут заниматься в том числе и нелегальной деятельностью, связанной с торговлей авиакеросином», — сообщил enkorr один из участников рынка, присутствующий на заседании.

Более эффективным механизмом, по его мнению, было бы возложить функции отчетности за использование топлива на аэропорты, которые являются владельцами заправочной инфраструктуры и консолидируют отчетность об обороте нефтепродуктов.

«Сегодня аэропорты отлично справляются с задачей учета керосина в аэропортах для составления отчетности по возврату НДС. Эта система без труда может взять на себя и функцию консолидации отчетности по обороту в целом», — отметил собеседник enkorr.

В 2016–2017 годах в Украине наблюдался рост дисбаланса между поставками авиационного топлива и его потреблением.

В 2017 г. импорт авиационного керосина вырос в 2,3 раза (на 135%) до 336 тыс. т. При этом, по официальной статистике Госавиаслужбы, количество рейсов увеличилось на 17%, а пассажиропоток — на 27%. По итогам 10 месяцев 2018 г. импорт керосина вырос еще на 61%, а пассажиропоток — на 24%.

Эксперты и участники рынка считают, что керосин смешивается с дизельным топливом и продается под видом ДТ частным и промышленным потребителям. Данная манипуляция имеет экономический смысл из-за семикратной разницы в акцизном налоге на ДТ (€139,5/тыс. л) и авиатопливо (€21/тыс. л).

Тот факт, что авиационное топливо некоторые участники рынка смешивают с дизельным, подтвердил начальник Энергетической таможни ГФС Игорь Пиковский. И подчеркнул, что это точно не происходит в зонах таможенного контроля.

Чтобы пресечь нецелевое использование авиакеросина, Кабинет Министров в рамках бюджетного процесса направил в Верховную Раду проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс, предусматривающий десятикратное увеличение ставки акциза на авиационный керосин, который используется не по целевому назначению.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти