В новое соглашение между Россией и Японией, которое может быть подписано в ходе намеченного визита Владимира Путина в Токио (СМИ в сентябре сообщили о его отмене, но официальные власти это не подтвердили), японское правительство намерено включить пункт о строительстве НПЗ недалеко от Владивостока. Об этом пишут «Известия».
Этот НПЗ может стать первым в России, который контролируют иностранцы.
Как рассказал мэр японского города Ниигата Акира Синода, изначально предполагалось разместить НПЗ в одноименной префектуре Ниигата, но от этой идеи отказались.
«Раньше у нас был такой завод, но мы посчитали, что восстановить его будет очень сложно и дорого, поэтому прорабатывается идея строительства НПЗ под Владивостоком, – сказал он. – Это тоже неплохой вариант для Ниигаты, ведь будет возможность импортировать нефтепродукты через наш порт».
Если завод будет построен, Япония договорится с Россией и о закупке для него российской нефти, отметил собеседник издания. «О точной стоимости нефти пока говорить рано, но цена может быть в полтора раза больше, чем стоимость российской нефти для Китая», – заявил мэр.
Во многом интерес именно этой префектуры к России обусловлен ее специализацией: Ниигата добывает порядка 60% всей японской продукции из нефти и природного газа. По данным местных властей, в 2013 г. из 4,3 млн барр., добытых в Японии, в Ниигате было добыто 2,6 млн барр. Нефть добывается на море, большая часть нефтяных платформ здесь принадлежит японским Idemitsu Kosan и JX Nippon Oil & Gas Exploration. Добыча нефти в Японии, в частности в Ниигате, падает из года в год. При этом все нефтеперерабатывающие производства были закрыты к концу 1990-х гг.
Текущая углеводородная активность Японии в первую очередь связана с тем, что она очень озабочена укреплением российско-китайских отношений и таким образом пытается показать, что отношения с Японией будут более выгодны для России, считает руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. «То, что японцы сулят более высокую цену, говорит о том, что они боятся китайского влияния в этой сфере и готовы делать всё, лишь бы перенаправить потоки ресурсов на себя, – говорит эксперт.
Цена нефти для КНР рассчитывается российской стороной ежемесячно исходя из цен на поставки углеводородов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Сообщалось, что в марте 2011 г. КНР платила около $60/барр., в то время как Urals (основной сорт российской экспортной нефти, уступающий поставляемой в Китай в качестве) тогда стоил в районе $110/барр. Таким образом, возможная цена для нового японского НПЗ может приблизиться к рыночной. Цена на Urals формируется на спотовом рынке (то есть не на бирже); в последнее время Urals дешевле Brent на $1,5-2/барр.
«Даже за счет только своих вложений Японии будет выгоднее разместить завод на побережье России, чем у себя, – рассуждает руководитель экспертно-аналитического управления по ТЭК Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев. – То, что японцы не хотят строить НПЗ у себя, связано и с экологией: строить новые НПЗ достаточно сложно, в том числе из-за перенаселенности страны. Кроме того, переход японцев от закупки сырья к непосредственному производству нефтепродуктов на нашей территории, не может не радовать правительство. У нас, несмотря на сближение с Китаем, в правительстве много опасений по поводу большой зависимости от этой страны. Япония – реальный противовес Китаю в этом регионе.
Япония опасается и за безопасность поставок нефти с Ближнего Востока, отметил В. Кистанов. Он напомнил, что нефтяной импорт Японии из этого региона занимает порядка 85% от общего объема.
Что касается ассортимента продукции планируемого НПЗ, то он, как и размер инвестиций и мощность производства, пока не был определен японской стороной – детали проекта проходят согласование на уровне премьер-министра страны Синдзо Абэ.
По словам мэра Ниигаты, предварительные договоренности о строительстве НПЗ уже достигнуты с властями Приморья.
Эксперты считают, что новый НПЗ возьмет за основу переработку нефти в мазут. «Скорее всего, японцы возьмутся за мазут для электростанций. Сейчас, спустя 3 года после аварии на АЭС «Фукусима-1» и спада интереса к мирному атому у них недостаток электроэнергии. Инвестиции в завод могут составить порядка $3 млрд, если, конечно, они смогут проконтролировать траты», – предполагает А. Белогорьев.
По данным А. Синоды, в строительстве НПЗ заинтересованы три крупнейших нефтеперерабатывающих компании страны – JX Nippon Oil & Energy, Idemitsu Kosan и Showa Shell Sekiyu (крупнейший акционер с 35% – Royal Dutch Shell, 15% у Saudi Aramco, 50% у мелких инвесторов).
Showa Shell Sekiyu подтверждает, что имеет виды на несколько проектов в России, однако пока не имеет подробных планов касательно строительства НПЗ в Приморье. В двух других упомянутых компаниях сообщили, что у них вложения в строительство завода в планах не значатся.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти