В сентябре импорт дизельного топлива по сравнению с августом увеличился на 25% (на 119 тыс. т), до 593 тыс. т, при этом для покрытия потребностей в этом ресурсе было достаточно 565 тыс. т. Об этом enkorr сообщили в «Консалтинговой группе А-95» со ссылкой на оперативные данные.
В сентябре Мозырский и Новополоцкий заводы отгрузили в Украину 310 тыс. т, что составило 53% всех импортных поставок (см. граф. 1). Из этого объема 302 тыс. т было отгружено по железной дороге, остальные 8 тыс. т поступили в качестве тестовых поставок по трубопроводу «ПрикарпатЗападтранс». При этом в середине месяца источники в белорусской нефтяной отрасли прогнозировали по итогам месяца около 250 тыс. т, объясняя это необходимостью создать резерв под октябрь, когда Мозырский НПЗ уйдет на ремонт. С чем связана столь существенная корректировка объемов поставок, пока неизвестно.
Более чем на треть выросли поставки российского ресурса через белорусский трубопроводный терминал в Гомеле. В сентябре они составили 71 тыс. т против 52 тыс. т в августе.
Прямые ж/д-поставки из России в сентябре увеличились до 35 тыс. т с 6 тыс. т в августе. Чуть более половины или 18,7 тыс. т пришлось на ресурс Орского НПЗ от компаний «Евростандарт» и «ЗНГК», остальные 16,7 тыс. т — на топливо «Лукойла», поставляемое компанией «Гран-При Ойл» (правопреемник «Укрэнерджи»).
Также выросли поставки из Литвы — 53,8 тыс. т, что выше августовского уровня на 13% и максимальные с октября прошлого года.
Импорт через морские порты в сентябре увеличился в 2 раза, по сравнению с августом, до 119 тыс. т. Впервые с конца 2015 г., когда РФ ввела эмбарго на поставку ДТ, доля морского импорта превысила 20% от общего объема импортных поставок (см. граф. 2).
По итогам 9 месяцев 2019 г. импорт ДТ составил 4494 тыс. т, что на 7,9% (330 тыс. т) превышает объем импорта за аналогичный период 2018 г.
Несмотря на неожиданно большой объем сентябрьского импорта ДТ, его предложение на оптовом рынке по-прежнему ограничено. Одной из причин является неудовлетворительная работа «Укрзализныци», которая допускает задержки и простои вагонов с топливом на узловых станциях, а также участившиеся случаи проверки качества нефтепродуктов, инициируемые Энергетической таможней ГФС. Действия таможни привели к блокировке крупной партии греческого дизтоплива в порту «Южный», которая могла бы дополнительно наполнить рынок. На нехватку ресурса указывает резко возросшая в начале сентября «крупнооптовая» маржа, которая выше средней по году на 1000–1500 грн/т.
«Провал импорта в августе, а также напряженность на рынке в первой половине сентября подстегнула трейдеров к более активным поставкам. В итоге создан неплохой задел для прохождения октября, который обещает быть сложным из-за отсутствия трубопроводных поставок из России и необходимости приемки больших объемов с воды», — заявили в «Консалтинговой группе А-95».
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти