«Укрзалізниця» стимулирует увеличение транзита белорусского мазута, предоставляя льготные тарифы на его перевозку. Об этом пишет издание «Капитал» со ссылкой на телеграмму, опубликованную на сайте перевозчика.
К базовому тарифу устанавливается скидка в размере 70%. Льготный маршрут - от железнодорожной станции Барбаров, где расположен Мозырский НПЗ, до любого из портов, работающих с этой номенклатурой грузов (Одесский, Южный, Николаевский, Севастопольский).
Скидка предоставляется при условии гарантированного грузопотока в 2,5 млн т/г.
Директор «Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн ставит под сомнение такой объем. «Мозырский НПЗ производит около 3-2,5 млн т мазута в год. По сути, требование «Укрзалізниці» — это все его производство. Увеличить объем транзита по сравнению с прошлым годом в два раза будет невозможно без второго белорусского производителя — Новополоцкого нефтеперерабатывающего завода. Однако он находится на севере страны, и им удобнее поставлять мазут в порты Балтики», - утверждает эксперт.
В целом С. Куюн считает сомнительным, что такой объем пойдет через Украину. По его словам, транзит российского и казахстанского мазута через Украину снизился как раз из-за того, что его производители и трейдеры переориентировали транспортные потоки в направлении портов Балтийского моря.
Кроме того, планам по наращиванию через Украину транзита белорусского мазута может помешать модернизация Мозырского НПЗ.
Так, еще в середине 2013 г. заместитель гендиректора Мозырского НПЗ Виталий Павлов заявлял, что на заводе вводят дополнительные мощности по переработке мазута. «Намного выгоднее производить дизельное топливо, бензин, авиакеросин... Поэтому компания идет путем, который позволит ей производить меньше мазута и больше ликвидного продукта», — отметил С. Куюн.
По словам Г. Рябцева, после запуска нового оборудования глубина переработки нефти на Мозырском НПЗ превысит 95-98%. «Это означает, что практически весь мазут, производимый сейчас на предприятии, будет перерабатываться», — отметил он, добавив, что, соответственно, украинская железная дорога и порты потеряют транзитные потоки белорусского мазута.
Напомним, Украина в 2013 г. увеличила транзитную перевалку мазута из Беларуси на 40% по сравнению с 2012 г. – до 1,41 млн т.
Рост транзита обеспечивали контракты БНК с сырьевыми трейдерами Trafigura и Gunvor, которые ежемесячно транзитировали 100 тыс. т белорусского ресурса. В то же время транзит мазута из России через Украину в 2013 г. снизился на 29% до 849,29 тыс. т, из Казахстана – на 68% до 239,2 тыс. т.
По оценкам ИГ «Петромаркет» (Россия), производители мазута из России переориентировали экспортные потоки на собственные порты в Черноморском регионе РФ. В частности, с 2010 г. растет перевалка мазута через Новороссийск и Туапсе. При снижении транзита мазута из Казахстана через Украину растет перевалка этого ресурса другими странами, среди которых черноморские порты России, а также Балтики.
Общий транзит мазута через Украину в 2013 г. снизился на 16,3% по сравнению с 2012 г. – до 2,5 млн т.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти