У початок

Топ-5 новостей недели от Сергея Куюна (23–27 сентября)

Диверсия Энерготаможни в порту «Южный», искусственные проблемы импортерам масел, туманное будущее нефтепродуктопровода, набирающий обороты Кременчугский НПЗ и реакция ривненских нелегалов на визит Президента

 

Skywalk Trading просит у Нефьодова и Геруса защиты от произвола Энерготаможни

На прошлой неделе Skywalk Trading отмечала грустную дату — месяц со дня прибытия танкера Maersk Edgar в «Южный». Он привез 27 тыс. т дизтоплива, которое было признано таможенной лабораторией некондиционным (таможенная лаборатория обнаружила в нем 10,1 ppm серы при погрешности прибора 1,7 ppm). Однако проблема оказалась намного шире: была заблокирована работа перевалочного комплекса и как следствие вторая по величине морская перевалка страны была на целый месяц нейтрализована. Происходит это, напомним, в разгар сезона потребления и нехватки поставок вследствие остановки работы нефтепродуктопровода «ПрикарпатЗападтранс».

На моей памяти это первый в истории случай, когда столь крупной партии нефтепродуктов было отказано в прохождении на рынок. При этом есть все основания полагать, что эта диверсия Энергетической таможни была проведена абсолютно осознанно и умышленно. Почему? Если бы «энергетичка» выполняла сервисную функцию и была нацелена на оказание помощи бизнесу, о чем любит рассказывать глава ведомства Игорь Пиковский, то в данной ситуации был проведен повторный отбор проб и анализы, ведь значения пограничные, а погрешность прибора очень велика. Но Пиковский ничего этого не сделал и тем самым сознательно пошел на создание прецедента с отказом в растаможке столь крупной партии.

Мнения касательно мотивов такого шага разделились. Одни считают, что прием с отбором проб был применен по классическому назначению — вымогательство. Рынок знает немало примеров того, как это работает (см. ниже), вплоть до приобретения «таможенных» абонементов за спокойствие. Другие уверены, что этот перфоманс заказал кто-то из крупных участников рынка для дополнительного разогрева рынка, удержания, а если повезет, то и роста цен на дизтопливо. Маржи в опте бьют все рекорды и продлить этот праздник хотят все, у кого только есть ресурс.

История с греческим ДТ — отличная демонстрация бесправия бизнеса перед таможней в ее нынешнем виде. Глава «энергетички», как более опытный и подкованный, в этой ситуации технично переиграл нового главу Таможенной службы Макса Нефьодова, который не смог ничего сделать, хотя был в курсе дел.

 

Импортеры снова обвиняют таможню в искусственных задержках при оформлении масел

Прекрасный пример поднятой выше темы вымогательства на таможне в рамках действующего законодательства. Не хочешь стоять полтора месяца на колесах? Выход простой: плати дяде таможеннику. В одном из своих комментариев в Фейсбуке господин Нефьодов дал понять, что, мол, проблема импорта масел связана с их нецелевым использованием. Если помните, самый яркий эпизод этой «борьбы» развернулся в Николаеве, где уже три месяца заблокировано 11 тыс. т базового масла (не фартит грекам у нас в последнее время). К слову, активную роль на начальном этапе здесь сыграла та же «энергетичка» и тот же г-н Пиковский, заявивший о предотвращении ввоза масла для смешения с дизтопливом. (Правда, растаможка масла не относится к компетенции «энергетички»). В целом удивляет данная позиция: не пускаем, потому что будет использовано не по назначению. Остается лишь позаимствовать комментарий из того же ФБ, где предложили с таким же успехом подвергать усиленному досмотру бумагу, ведь на ней могут напечатать порнографию или пропаганду наркотиков.

 

Поставок по нефтепродуктопроводу в октябре не будет, — источник

Многие, включая Андрея Геруса, — инициатора «обложения» трубопроводных поставок пошлиной — полагали, что труба возобновит работу если не во второй половине сентября, то в октябре точно. И действительно, цены на оптовом рынке улетели так высоко, что трубопроводные поставки проходили бы даже с пошлиной 50 долларов за тонну, не говоря уже о действующих 25. Но эти ожидания не оправдались. Если в августе брать не хотел рынок, то в сентябре-октябре продавать не захотел поставщик. Обратите внимание: даже Wexler, крупнейший и плотно интегрированный в «трубопроводный» проект игрок, сейчас разгружает «тридцатку» в «Южном» (израильский продукт от неназванного международного трейдера) и планирует очень активно работать по этому направлению и впредь.

Вопрос намного шире: что будет с трубой в дальнейшем? Все понимают, что в ноябре на рынок вернется Мозырь и потребность в этих поставках отпадет даже теоретически. Трейдеры активно перестраивают логистику, активно переходя на снабжение логистически близких регионов на «морской» продукт. Север и Запад традиционно закрываются из Беларуси. На Восток идут поставки «колесного» ресурса из России. На этой неделе стало известно, что один из давних оптовиков, Западная нефтегазовая компания повезла продукт Оркого НПЗ. По имеющимся данным, месячный объем составит до 20 тыс. т. По тем же данным, есть куда расти поставкам «Укрэнерджи» (с недавних пор «Гран-При Ойл»), оперирующего продуктом «Лукойла». Ну и никак не выйдет на режим Гомель, который может наливать намного больше, чем нынешние 60 тыс. т. Говорят также и о том, что «Роснефть» может поставить на колеса 50–60 тыс. т своего ресурса, ранее прокачиваемого по трубе.

Как видим, потребности в трубе тают с каждым днем. Но все может измениться. В свое время, в 2016 году, мало кто верил, что этот проект может возродиться. Тем более сейчас у проекта новый акционер, за плечами которого немало неординарных решений. 

 

Кременчугский НПЗ нарастит переработку в октябре-ноябре

Новости, которых ждали после остановки трубы. Безусловно, это круто. Растет перевалка в портах, больше нефти качает труба, больше загрузка НПЗ и т.д. Выход на 300 тыс. т переработки — это 100 тыс. т дизтоплива или порядка 17% рынка. А с учетом Шебелинки и до 20% недалеко. Но. Это и 100 тыс. т бензина, а это 70% рынка. «Укртатнафта» с трудом распихивала бензин при пониженной загрузке, а что она будет делать теперь? А ведь это еще и под 100 тыс. т мазута… Нынешние цены на дизтопливо, безусловно, окажут поддержку убыточным позициям, но не факт, что такая конъюнктура будет всегда. Даже страшно представить, как «Укртатнафта» 12 лет назад делала по 500 тыс. т нефти в месяц.

Менеджмент НПЗ видит выход в акцизном регулировании бензина и сжиженного газа. Близятся бюджетные баталии, посмотрим, как пойдет дело. Пока сложно представить, как кто-то переходит обратно с газа на бензин… 

 

После угроз Зеленского Ривненская ОГА отчиталась о 67 ликвидированных «нелегалах»

Могут же, когда захотят! Но, как известно, в этом деле главное не закрыть, а не дать открыться вновь. Интересно сделать срез через 3–4 месяца. Странно, что в своем отчете ОГА ничего не говорит о лицензиях, которые обязательны с 1 июля текущего года. Сейчас это основной способ ликвидации нелегалов. Правда, есть немало вопросов и к тем объектам, которые эти лицензии получили.

Есть просьба к спичрайтерам главы державы: вносите тезис по нелегальным АЗС при посещении Президентом всех регионов! Не ошибетесь, проблема повсеместная!

И не забывайте о главной новости на ближайшие несколько недель — проведение 12–13 ноября конференции Petroleum Ukraine 2019!)))

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти