У початок

Топ-5 новостей недели от Сергея Куюна

Ни на той неделе, ни на этой в пять новостей поместиться не удается. Рынок бурлит в связи с введением пошлин, а также в силу продолжающихся политических перемен

Рынок начал реагировать на пошлины

Введение с 1 августа пошлин на трубопроводные поставки ДТ из России остается в центре внимания рынка. После недельной паузы цены на оптовые партии начали расти, точнее, рынок начали покидать предложения в нижнем ценовом диапазоне. Смысл продавать сегодня дешево, если завтра однозначно будет дороже. Основным вопросом остается потенциал роста: цены вырастут на размер пошлины или все же меньше? В обычных условиях полное проецирование пошлины на потребителя вряд ли возможно, но в условиях нехватки поставок, которые прорисовываются на сентябрь, рост может быть и более значительным.

 

В Мининфраструктуры прошло совещание по работе рынка в условиях сокращения российских поставок

Факт повышения закупочных цен, а также ожидания их дальнейшего роста подтвердили на совещании в Мининфраструктуры представители промышленных предприятий, в частности концерн «Метинвест». Там об этом знают не понаслышке: на неделе в адрес этого клиента «родственная» «Параллель» привезла первую в своей истории лодку с дизтопливом из Греции.

Между тем необходимость таких встреч, которые планируется проводить еженедельно, не подлежит никакому сомнению. Центральная проблема вышла на рассмотрение сама собой — готовность «Укрзализныци» обеспечить вывоз растущих объемов нефтепродуктов из морских портов. По моим оценкам, в августе портам предстоит принять не менее 150 тыс. т, что является рекордом за обозримое прошлое. Мало того, в сентябре эта цифра может вырасти вдвое. Так что подумать есть о чем, и хорошо, что об этом думают заранее. Хотя, как по мне, лучше бы заранее подумали перед тем, как вводить пошлины накануне пикового сезона потребления…

 

Wexler переходит на поставки ДТ по ж/д

Крупнейший поставщик по трубе неожиданно для себя стал звездой предыдущей недели, неосторожно заявив о прекращении трубопроводных поставок в августе. Хотели проинформировать рынок, но в итоге это было воспринято представителем Президента в Кабмине Андреем Герусом чуть ли не как шантаж и нежелание платить налоги. (Хотя по такой логике необходимо было предъявить тоже самое ОККО, WOG, «Альянс Энерго Трейду», «Сокар –Украине», «Параллели» и прочим импортерам по нефтепродуктопроводу). Но, нет худа без добра: в результате было созвано вышеупомянутое совещание в Мининфраструктуры.

Что до переориентации Wexler, то аналогичным образом поступили и перечисленные выше импортеры. Вся интрига в том, что никто не знает, сколько может выгрузить Гомельская перевалка, в пиковых нагрузках ее еще никогда не использовали.

Учитывая, что нарастить поставки по ж/д в августе планирует импортер лукойловского ресурса «Укрэнержи» (а циркулирующие по рынку слухи называют цифры вплоть до 80 тыс. т), борьба с российским импортом путем закрытия трубы может оказаться весьма нерезультативной.

 

БНК увеличит поставки в августе, но предупреждает о снижении в сентябре-октябре

Выигрыш белорусов от закрытия трубы был очевиден и практика это подтвердила. В августе БНК нарастит поставки более чем на 20% или на 40 тыс. т. Цены на этот допобъем приемлемые — премия +20 долл./т, тогда как годовые терм-контракты заключены в диапазоне $10–16/т. Можно только представить, какие чувства сегодня переживают держатели небольших белорусских «термов», которые в июле хотели было разрывать договоры с БНК, и даже, говорят, слали соответствующие письма в «БНК-Украина». Думаю, оригиналы этих писем уже съедены и основательно запиты шампанским.

Иные чувства испытывает и БНК: когда появилась возможность заработать, заводы останавливаются на ремонты. А что будет после их окончания, пока неизвестно.

А мы отметим, что БНК чуть ли не впервые проявила чудеса открытости, детально информируя рынок о своих планах.

 

Кабмин исправил постановление о пошлинах в части кодов СУГ, — Герус

Авторы события года по-тихому исправили свой факап с внесением в постановление о пошлинах одного кода сжиженного газа, по которому импортируется аж 1% газа. Правда, не исключен еще один «косяк»: вопреки предупреждениям, среди расширенного списка кодов оказался код бутана, который используется заводом «Карпатнефтехим» для дальнейшей переработки. Если норма с пошлиной затронет эти поставки, украинское предприятие, в немалой степени ориентированное на экспорт, получит новый неприятный удар, на этот раз от родного правительства.

 

«Приват» выходит на тендеры Минобороны

Напомним, что неделей ранее стало известно, что группа Игоря Коломойского заявилась и на тендеры «Укрзализныци». Я не помню, когда «Приват» поставлял этим двум потребителям, если не считать события 2014 года, когда Коломойский по своей инициативе заправил армию. Заявка на тендер Минобороны — еще одно проявление активизации группы на рынке, где в последние годы она была вынуждена максимально минимизировать свое присутствие. На данный момент известно, что в августе «Приват» получит минимум одну лодку ДТ. Но более интересным сигналом является выход в свет одного из лидеров нефтяного бизнеса группы Евгения Кричевского, принявшего участие в упомянутом заседании в Мининфраструктуры. Вместе с несколькими другими «топами» «Привата» последние годы он провел в Женеве, опасаясь преследований со стороны властей. Возвращение в страну безусловно придаст стимул бизнесу крупнейшего игрока, так как дистанционное управление редко бывает эффективным.

 

ГФС проводит технические работы в СЭАРТ

События вокруг пошлин оттенили ход внедрения реформы системы контроля за оборотом нефтепродуктов. Если лицензирование розничной, оптовой торговли и хранения нефтепродуктов прошло более-менее гладко, то модернизация системы электронного администрирования реализации топлива (СЭАРТ) идет тяжело. По нашим данным, 1 августа система зависла и заблокировала всю торговлю, так как без выписки акцизной накладной сделка невозможна. Комментариев от ГФС нет и насколько длинной будет пауза, неизвестно. Как говорится, никто и не обещал, что будет легко. Рынок и я вместе с ним с нетерпением ждем полноценного запуска новой системы, чтобы понять, насколько эффективной она будет. Пока лицензии получили и бодяжники, и многие откровенные подзаборники. Вся надежда теперь на обновленную СЭАРТ параллельно с системой физического измерения объемов топлива с применением уровнемеров и счетчиков на каждой АЗС и нефтебазе. Именно их параллельная работа должна убрать с рынка бодягу и схематоз. Я ежедневно получаю по несколько звонков с проклятиями в адрес лицензий и СЭАРТ, но продолжаю верить, что это все не зря.

 

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти