На фоне повышенного спроса на топливо за последнюю неделю цены на Санкт-Петербургской международной топливной бирже на бензин Аи-92 выросли на 689 руб./т до 39 003 руб./т (13 387 грн/т), на Аи-95 — на 574 руб./т, до 41 042 руб./т (14 087 грн/т), то есть на 1,8% и 1,4% соответственно. С начала года, по данным информационно-аналитического центра «Кортес», топливо крупными партиями подорожало и вовсе на 22% — 95-й бензин в начале января стоил всего 32 464 руб./т (по нынешнему курсу – 11 143 грн/т) , 92-й — 30 767 руб./т (10 560 грн/т), пишут «Известия».
На этом фоне, по прогнозам аналитиков, уже к августу-сентябрю подтянутся и розничные цены на автозаправках: они вырастут на 0,5–1,5 руб./л. Причины объективные: владельцам АЗС нужен рентабельный бизнес, и они не намерены торговать дорогим топливом дешево себе в убыток. Однако Федеральная антимонопольная служба может наказать виновных в резком повышении цен, и потому цены на бензин в рознице догоняют оптовые с задержкой от двух недель до двух месяцев. Резкий рост биржевых цен на бензин, который продолжается вторую неделю, заинтересовал топливных регуляторов — ФАС и Минэнерго.
Антимонопольная служба уже направила соответствующие запросы в нефтяные компании. Привлечь виновных к ответственности можно будет после получения от крупных компаний ответов на вопросы антимонопольщиков. По словам начальника управления контроля ТЭК ФАС России Дмитрия Махонина, объективных оснований для резкого роста цен на топливо на бирже нет, так как реальный его дефицит на внутреннем рынке отсутствует. Не менее озадачены ситуацией и на самой бирже.
«Рост стоимости бензина идет на фоне снижения котировок мирового рынка. Объемы трейдерских перепродаж в последние месяцы минимальны. В частности, за первую неделю июля они составили всего 0,7% от совокупных объемов. Выросший средний объем сделки и минимальные перепродажи показывают, что покупатели накапливают запасы топлива. Но при этом рост индексов на бензин Аи-92 за май-июнь составил уже 12%. Вместе с тем ажиотажного спроса, который и является обычно главным фактором роста цен, как было летом прошлого года, мы не наблюдаем», — прокомментировал ситуацию представитель Санкт-Петербургской топливной биржи.
Он также подчеркнул, что использование программ-роботов, которые путем подачи дополнительных заявок стимулировали ажиотажный спрос и рост цен на топливо, из-за изменения тарифов с 1 июля 2014 г. стало нерентабельным.
Волнует рост топливных цен на торговых площадках и Минэнерго. Из объективных факторов роста — только небольшое отставание «Сургутнефтегаза» от плана производства автобензина на Киришском НПЗ, говорит представитель министерства. Он отметил, что запасов топлива на нефтебазах в стране достаточно — 1,45 млн т; в ведомстве обещают сделать все необходимое, чтобы не допустить реального дефицита.
Крупные нефтяные компании не спешат существенно поднимать цены на заправках, опасаясь реакции регуляторов. Однако эксперты сулят, что скоро их показатели также подтянутся выше 35 руб./л (12,01 грн/л), чтобы отбить разницу с оптовыми ценами топлива.
Источники издания в двух крупных нефтяных компаниях обвиняют в скачке биржевых цен трейдеров и аналитиков топливного рынка. Первые скупают бензин с заводов, чтобы затем перепродать его владельцам АЗС с наценкой, вторые дают прогнозы по росту цен и пугают рынок дефицитом топлива, нагнетая избыточный спрос на бирже.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти