У початок

ОПЕК нашла новые жертвы для очередной ценовой войны, – REUTERS

Считая свою стратегию борьбы за мировой рынок эффективной, ОПЕК признает: благодаря сланцевым технологиям США стали важным игроком нефтяного рынка и могут оперативно менять объемы добычи нефти. Поэтому новый антиконкурентный удар «персидское» ядро картеля нанесет по глубоководным и сверхглубоководным месторождениям углеводородов. Это означает, что период низких цен на нефть растянется на многие годы.

После продолжающегося более года периода болезненно-низких цен на «черное золото», участники международного нефтяного картеля начинают верить в том, что они смогли победить американских «выскочек», добывающих сланцевую нефть. Но победа эта – тактическая и ее плодами можно воспользоваться только в краткосрочной перспективе.

Как утверждают инсайдеры и эксперты, в настоящее время ОПЕК разрабатывает планы более долговременного противостояния с конкурентами, у которых себестоимость добычи нефти выше, чем у стран-участниц картеля. Речь идет, например, о глубоководных океанских месторождениях. Такое противостояние требует больших затрат средств и времени, чем борьба со сланцевыми  «выскочками». А это означает, что период низкой стоимости «черного золота» растянется на многие годы.

В приватных беседах представители ядра ОПЕК, в которое входят страны Персидского залива, говорят, что сделали для себя важный вывод: высокотехнологическая американская отрасль по добыче сланцевой нефти в состоянии быстро реагировать на колебания мировых цен, оперативно наращивая или сокращая добычу сырья. Это превратило США в крупного игрока нефтяного рынка, сопоставимого по значимости с Саудовской Аравией.

Однако другие страны не в состоянии так быстро реагировать на ситуацию.

«Избыток нефти на рынке начинает медленно таять. Американские производители сланцевой нефти ожидают, что добыча «черного золота» до конца текущего или в начале будущего года снизится на 9 млн б/с», – рассказал представитель «персидского» крыла ОПЕК.

«Но есть одна деталь, которую никто не берет в расчет – отсрочка долговременных нефтяных проектов. Такая отсрочка ударит по мировому рынку через 4-5 лет».

Короткий инвестиционный цикл в добычу сланцевой нефти в США делает такую добычу очень чувствительной к ценовым колебаниям. Когда в июле стоимость сырой нефти подскочила до $60 за баррель, добыча сланцевой нефти резко возросла. Но стоило ценам упасть в августе – производство сланцевой нефти сократилась. Но даже если ее добыча снова вырастет, избыток сырья на рынке расти не будет из-за снижения производства «черного золота» на традиционных дорогостоящих морских месторождениях, расположенных вдоль побережья Бразилии, Мексики и пр. государств», – добавил собеседник Reuters.

«Сланцевые производители при падении цен могут быстро уменьшить добычу нефти, а в случае роста цен они могут первыми возобновить ее производство», – отметил Яссер Эль-Гинди из консалтинговой группы Medley Global Advisors.

«Это облегчает жизнь тем, кто ищет объекты для кратковременных (на 3-5 лет) инвестиций. Но ведь идея заключается в том, чтобы найти нечто более привлекательное, более долговременное; нечто, что не ограничивается 2-3 кварталами колебания цен», – продолжил эксперт.

Большие проекты на глубокой воде

Падение цен подстегнуло нефтедобывающие компании к перераспределению капитала. Чтобы достигнуть этого, НК пересматривают инвестиционные планы, оптимизируют затраты и откладывают реализацию новых крупных проектов.

Такие гиганты, как BP, Total и норвежский Statoil отложили реализацию дорогостоящих проектов на огромной территории от Мексиканского залива до британской части Северного моря, Нигерии и Индонезии. Кроме того, они могут уменьшить финансирование или отложить реализацию пр. проектов, считают аналитики консалтинговой группы Rystad Energy (Норвегия).

Аналитики Wood Mackenzie прогнозируют, что объем недополученного сырья с замороженных глубоководных и сверхглубоководных офшоров составит 10,6 млрд баррелей. К ним нужно прибавить 5,6 млрд баррелей, которые из-за низких цен на сырье «застряли» в битуминозных песках.

«Мы потеряли темп на глубокой воде», – заявил глава Royal Dutch Shell Бен Ван Берден в начале этого года. Между тем мировая добыча глубоководного ресурса составила в прошлом году 8,8 млн б/с – около 10% мировых потребностей.

Источники в странах Персидского залива уверены в том, что низкая стоимость нефти эффективно стимулирует спрос на сырье и приведет к заметному сокращению избытка нефти в 2016 году и позже. Именно тогда станет очевидным, что стратегия Саудовской Аравии по расширению доли рынка работает.

В своем среднесрочном прогнозе ОПЕК отмечает, что стоимость барреля нефти будет расти, максимум, на $5, в год и к 2020 году достигнет $80. К этому времени потребности в «черном золоте» заметно возрастут, поставки от производителей, не входящих в ОПЕК, сократятся и международный нефтяной картель увеличит долю рынка и прибыль.

Хотя сегодня потребности в нефти выше, чем ожидали аналитики картеля, в ближайшее время они увеличатся незначительно. По мнению экспертов ОПЕК, это обусловлено слабо растущей мировой экономикой, и столь низкие темпы сохранятся в ближайшие пару лет.

«В последующие годы давления избытка нефти на рынок сохранится, поэтому мы не ожидаем возвращения цен на нефть до уровня $100 за баррель ранее 2040 года», – говорит источник.

Саудовская Аравия продолжает гнуть свою линию, не обращая внимания на то, как глубоко падают нефтяные котировки. Королевство рассчитывает на долговременный эффект, считают аналитики нефтяного рынка.

«Не забывайте слова саудовского министра нефти о том, что даже при стоимости «черного золота» $20 за баррель, ОПЕК не уменьшит квоты на добычу нефти», – резюмирует один из представителей «персидского» крыла международного нефтяного картеля.

Renia El Gamal, Karolin Schaps. Reuters. Перевод и вступление OilNews

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти