Государственные органы оказались не готовы к стремительному росту рынка дорожных битумов, который наблюдается в течение последних трех лет. Неспособность обеспечить стабильное финансирование, а также отсутствие гарантий своевременных расчетов с поставщиками являются главными барьерами для развития этого рынка, сообщил директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн на презентации в ходе семинара «Битум: снабжение и технологии».
«Государственная машина не поспевает за этим маховиком, который третий год набирает скорость. Она не умеет с ним работать, с такими объемами, и поэтому мы видим проблемы с финансированием. Оно прерывистое и несет большие риски. Мы четко фиксировали в августе 2018 г., в разгар дорожных работ, что все хранилища были залиты битумом, потому что по непонятной причине остановились проплаты», — говорит С.Куюн.
Из-за срыва финансирования в августе прошлого года объем рынка битумов в 2018 г., несмотря на прогнозы, не смог достигнуть рекорда предыдущего года.
Нестабильность финансирования ведет к накоплению долгов перед поставщиками битумов. «Звучат миллиардные суммы задолженности. Поставщики битума, как правило, «сидят на шпагате». Последний раз о предоплате за поставку битума рынок слышал в 2012 г.», — отмечает директор «А-95».
Другими барьерами для развития рынка, по мнению С.Куюна, являются чрезмерная громоздкость и забюрократизованность процедур на уровне облавтодоров, а также несоблюдение государством изначально заявленных планов по объему работ и финансированию.
Кроме того, возросший рынок показал абсолютную неготовность инфраструктуры обслуживать такие объемы битума. Это касается битумных хранилищ, подвижного состава и прочего. Крупные компании стали углубляться в этот рынок и строить собственные хранилища, битумовозы, асфальтные заводы, развивать лизинговые программы.
При этом Сергей Куюн отмечает, что возобновление работы дорожного фонда, это положительный сигнал для рынка, поскольку обеспечивает гарантированное финансирование дорожных работ. «Дорожный фонд — это защищенная статья бюджета. Эти средства нельзя просто так забрать и направить на другие нужды», — отмечает С.Куюн.
Стимулом для развития рынка также является принятие 5-летней программы развития дорожного хозяйства. «Если программа будет работать, у участников рынка будет четкое видение и понимание, как можно инвестировать в этот рынок», — отмечает директор «А-95».
Он напомнил, что по итогам 2018 г. объем рынка битумов составил 684 тыс. т. И 80% объема битумов были обеспечены за счет импортных поставок.
По данным С.Куюна, 55% украинского рынка битумов в 2018 г. заняли белорусские производители, 21% пришелся на украинские НПЗ, 18% — на поставки из России, 6% — на поставки битумов из Польши.
Фото с презентации Сергея Куюна
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти