Одной из причин усиления ценового разрыва между автогазом и бензином стала деятельность нелегальных станций. Несправедливая конкуренция значительно снизила продажи автогаза и их маржинальность в крупных сетях, вынудив операторов повысить наценки на бензин и дизельное топливо. Об этом в статье «Бензин пошел войной на газ» для «Зеркала недели» пишет аналитик «Консалтинговой группы А-95» Артем Куюн.
«Подзаборный» бизнес не платит налогов, не несет больших инвестиционных затрат, а поэтому может торговать значительно дешевле «белых» (легальных) операторов», — пишет автор.
Невозможность конкурировать с нелегалами спровоцировала снижение объемов продаж розничными сетями. Все это в итоге привело к тому, что в 2018–2019 гг., по расчетам эксперта, цены газа на стелах АЗС не дотягивали до экономически обоснованного уровня в среднем 1,5–2 грн/л.
Для компенсации потерянных доходов, операторы АЗС вынуждены были пойти на повышение наценок на бензин и ДТ.
«Не выдержал даже «Приват»: крупнейшая сеть страны, которая традиционно боролась за рынок в эконом-сегменте, в 2019 г. была вынуждена вплотную приблизиться по ценам (читай — по наценкам) к «премиальным» заправкам», — пишет А.Куюн.
По расчетам «Консалтинговой группы А-95», маржа на бензин и дизтопливо в 2019-м была 3,5–4 раза выше, чем на сжиженный газ, хотя специфика их продаж в целом одинакова. В итоге ценовой отрыв между видами топлив сильно увеличился.
«Улучшение рентабельности продаж автогаза дало бы возможность снизить наценку на бензин и дизельное топливо, в результате чего рынок пришел бы в равновесное состояние с привычными во всей Европе соотношениями», — отмечает эксперт.
Напомним, чтобы остановить падение продаж бензинов крупнейший их производитель компания «Укртатнафта» инициировала пересмотр ставок акциза. Она предлагает повысить ставку на автогаз в 2,5 раза — с 52 до €136/тыс. л, а на бензин снизить на 20% — с 213,5 до €170 тыс./л. Такое изменение, по оценкам «А-95», повлечет рост розничных цен газа на 2,7 грн/л и снижение цен на бензин на 1,4 грн/л. При этом соотношение цены газа к бензину повысится с текущих 40 до 52%, что не создаст достаточных стимулов для возврата потребителей к бензину.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти