У початок

Минэнерго РФ обязывает НК импортировать бензин в случае дефицита

На фоне проблем на внутреннем рынке бензина, Минэнерго РФ пытается впервые принять жесткие меры для обеспечения страны топливом, пишет российское издание  «Коммерсантъ».  Речь идет о том, чтобы обязать нефтяников закупать бензин за границей в случае его дефицита.

Пока что, пишет «Ъ», предписание от министерства получил лишь «Газпром», которого обязали импортировать 20 тыс. тонн высокооктанового топлива в октябре.

«Минэнерго в начале октября направило в «Газпром» письмо с просьбой импортировать в Россию бензин», –  рассказал газете источник на топливном рынке.

По словам собеседника издания, предписание направлено в связи с заключенной еще в 2013 году договоренностью о модернизации НПЗ, которые монополия, по предварительным данным, полностью не выполнит.

«Когда «Газпром» в 2013 году переносил сроки модернизации НПЗ, он давал гарантийное письмо, что в случае необходимости поставит на внутренний рынок бензин из внешних источников», – сказал представитель топливного рынка. По данным издания, гарантийное письмо «Газпрома» предполагает импорт бензина в объеме 250 тыс. тонн в год (что примерно соответствует среднемесячным закупкам в 20 тыс. т).

Объем в 20 тыс. т – небольшой для российского рынка и соответствует примерно 20% от суточного потребления или обороту торговли на бирже за два дня. Но для «Газпрома» он существенен – это около 10% от объема месячного производства. «Газпром» (без учета «Газпром нефти») владеет двумя НПЗ в России — Астраханским и Сургутским, чья доля на российском рынке составляет около 6,5% (2,4 млн тонн).

В Минэнерго заявили «Ъ», что выводы о выполнении соглашений с «Газпромом» будут сделаны только по итогам года, отказавшись комментировать письмо министерства в адрес монополии. В «Газпроме» лишь ответили, что компания «полностью выполняет обязательства».

О письменных гарантиях от «Газпрома» и «Роснефти» импорта бензина на внутренний рынок в случае дефицита ранее говорил в интервью «Ъ» и глава профильного департамента Минэнерго Михаил Грязнов. Чиновник, в частности, сказал, что Минэнерго может использовать такие письма в 2015 году, если на рынке начнутся проблемы из-за запрета «Евро-3».

В свою очередь, договоренность с «Роснефтью» предполагает импорт топлива в четыре раза больше – 1 млн тонн в год. Но источник «Ъ» утверждает, что Минэнерго пока не просило «Роснефть» о таких поставках. Официально в компании отказались от комментариев, но негласно представитель «Роснефти» сказал «Коммерсанту», что НК и без того активно завозит бензин в проблемные сибирские регионы, поставляя его «себе в убыток» с НПЗ Центральной России и Беларуси.

«Такие письма равносильны признанию существования проблем с топливоснабжением внутреннего рынка»,— говорит директор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. Он высказал удивление, что рекомендация об импорте топлива на российский рынок выдана в начале октября, а не несколько месяцев назад, когда была возможность не допустить кризиса. В октябре на фоне резкого роста оптовых цен с существенными перебоями в поставках бензина столкнулись сибирские регионы, где остановилась часть АЗС.

Напомним, в начале октября Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обвинила «Газпром нефть» и «Роснефть» в умышленном ограничении поставок бензина независимым АЗС.

Тем временем цены на АЗС России за минувшую неделю (с 13 по 17 октября) выросли в среднем на 11-13 копеек. Наибольший рост был зафиксирован в Северо-Западном, Южном и Сибирском федеральных округах. В Минфине РФ прогнозируют ежегодное подорожание бензина на 1,8 руб./л из-за так называемого «большого налогового маневра».

Отметим, что основным источником поставки нефтепродуктов на российский рынок является Беларусь. Как уже успел сообщить гендиректор Новополоцкого НПЗ (ОАО «Нафтан») Владимир Третьяков, Беларусь будет наращивать поставки в РФ, в том числе в следующем году планируется в три раза увеличить объемы – до 1,8 млн т.

Как показали события августа-сентября 2014 г., когда Беларусь в несколько раз сократила поставки в Украину, а также сорвала планы отгрузок по долгосрочным договорам, украинский рынок находит возможность замещение белорусских нефтепродуктов у европейских производителей (Литва, Румыния, Польша, Венгрия, Греция).

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти