Иранские танкеры выгружают миллионы баррелей иранской нефти в таможенные резервуары для хранения в китайских портах. Это создает огромные запасы сырья на границе крупнейшего в мире покупателя «черного золота», передает Bloomberg со ссылкой на осведомленные источники.
Через два с половиной месяца после того, как Белый дом запретил закупку иранской нефти, она продолжает поступать в Китай, где сырье помещают в так называемое «таможенное хранилище», сообщают источники. Формально эта нефть не пересекает местную границу, не отображается в данных об импорте и не является нарушением санкций. Но даже оставаясь за пределами официального рынка, она создает излишки на рынке.
Накопленные в Китае запасы нефти могут обвалить мировые цены, если местные нефтепереработчики решат их использовать. Это также позволяет Ирану продолжать нефтедобычу и приближать свою нефть к потенциальным покупателям.
Данные Bloomberg по отслеживанию судов показывают, что дополнительные объемы иранской нефти могут быть вскоре направлены на китайские таможенные хранилища. По крайней мере, десять супертанкеров класса VLCC и два небольших нефтеналивных судна, принадлежащих государственной Национальной иранской нефтяной компании, в настоящее время идут к Китаю или стали на прикол у его побережья. Их суммарная грузоподъемность превышает 20 млн барр.
Основная масса иранской нефти в китайских таможенных резервуарах по-прежнему принадлежит Тегерану и, следовательно, не нарушает санкции. Эта нефть не пересекла китайскую таможню, поэтому теоретически находится в пути.
Однако часть иранской нефти перешла в собственность китайских компаний, которые, возможно, получили ее в рамках схемы «нефть для инвестиций». Например, Китайская нефтяная компания могла бы помочь финансировать производственный проект в Иране в соответствии с соглашением о погашении в натуральной форме. Нарушает ли такая транзакция санкции США — неясно, поэтому китайские компании держат ее в таможенном хранилище, чтобы избежать официального контроля, под который она попадет, как только будет зарегистрирована на таможне.
Вашингтону еще предстоит четко ответить на вопрос о том, является ли нарушением санкционного режима против Тегерана наращивание объемов иранской нефти в китайском таможенном хранилище. Со 2 мая Белый дом остановил послабления санкционного режима, которые позволяли некоторым странам импортировать нефть из Исламской республики.
«США теперь необходимо определить, каким образом они будут количественно контролировать нарушение санкций», — сказала Михал Мейдан, директор Китайской энергетической программы в Оксфордском институте энергетических исследований.
По данным отслеживания судов, с января по май Китай получил около 12 млн т иранской нефти против примерно 10 млн т, которые прошли таможенную очистку за тот же период. Несоответствие может быть связано с закачкой иранской нефти в китайские таможенные хранилища.
Один из иранских супертанкеров, который, судя по всему, погрузил нефть после 2 мая, выгрузился в Тяньцзине в начале июля после отплытия с Ближнего Востока.
По данным отслеживания судов, несколько других танкеров, принадлежащих Ирану, были выгружены в Китае или направлялись туда.
Размещение сырой нефти в таможенных резервуарах в Китае также означает, что Иран сможет избежать необходимости использовать часть своего танкерного флота в качестве плавучих нефтехранилищ.
Если иранская нефть покинет таможенное хранилище и окажется на рынке, это может оказать мощное давление на мировые цены на нефть, считают аналитики Bank of America Merrill Lynch. С конца апреля нефть марки WTI подешевела более чем на 20% на фоне усиления торговой войны между США и Китаем. Однако из-за растущей напряженности между Тегераном и Вашингтоном нефтяные фьючерсы частично восстановились — сегодня западно-техасская эталонная смесь торгуется у отметки $56/барр.
«Дальнейшее увеличение тарифов на китайские товары в Соединенных Штатах может … значительно снизить глобальный экономический рост и стимулировать сотрудничество между Ираном и Китаем», — говорится в июньской аналитической записке Bank of America Merrill Lynch. «Если китайские нефтепереработчики начнут закупать иранскую нефть в больших объемах на постоянной основе … [цены] на WTI могут упасть до $40/барр.».
Как сообщал enkorr, стоимость барреля сентябрьской нефти Brent 22 июля к 9:20 по Киеву составила $63,38 (+1,46%). Баррель августовской нефти WTI торговался по $56,14 (+0,92%). Предыдущие торги по эталонам завершились на уровне $62,47 и $55,63 соответственно.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти