В начало
Ужас пойдет на спад

Ужас пойдет на спад

Иначе как ужасом цены на украинских бензоколонках назвать нельзя. Даже те, кто профессионально работает в этой отрасли, спокойно на это смотреть не могут. Если потребитель за последние пару недель увидел 13, 14, 15 грн за литр бензина А-95, то у оптовиков перед глазами пронеслись доселе невиданные 17, 18 и 20 тыс. грн за тонну.

Штурмует новые высоты и дизельное топливо, которому дополнительный стимул к росту придало повышение с апреля вдвое ставок акцизного сбора. Причина по-прежнему одна — девальвационная, бьющая прямой наводкой по импорту. Но сейчас всех больше интересует другой вопрос: вернутся ли цены на прежний уровень, если ситуация на валютном рынке изменится, т.е. стабилизируется? 

«Мы перестали поставлять после того, как доллар перевалил через 12 грн, — говорит один из небольших оптовых трейдеров. — Но еще раньше, когда цена на солярку достигла 13 грн/л, перестали покупать аграрии».

В условиях валютного ралли работа продавцов импортного топлива потеряла смысл: при продаже с неплохой гривневой маржой ее впоследствии не хватало даже на приобретение валюты для очередной поставки аналогичного объема топлива. «Сидим теперь, ждем», — описывает поставщик текущее занятие абсолютного большинства оптовиков.

Немного лучше ситуация у крупных компаний, которые сами являются импортерами ресурса. Они видят всю цепочку и, соответственно, имеют возможность оперативно корректировать (в нашем случае — повышать) цены. При этом в условиях большой конкуренции в рознице и описанного снижения числа предложений в опте именно в оптовом звене сегодня формируется вся прибыль. Это проиллюстрировано тем, что уже скоро месяц, как оптовые цены выше розничных. Для тех станций, у которых нет прямых поставок, это означает одно — каждый проданный литр приносит новые убытки.

Между тем в Антимонопольном комитете Украины считают иначе. Ведомство призвало крупнейших игроков рынка привести цены в соответствие с рыночными, обвинив торговцев в завышении цены на 1 грн/л. Это заявление пополнило список подобных непродуманных шагов, которыми так изобилуют решения чиновников различных рангов. В условиях, когда трейдеры массово отказываются от дальнейших поставок, перспектива претензий со стороны АМКУ может дополнительно проредить ряды немногочисленных оставшихся.

В связи с валютным и в целом экономическим кризисом система обеспечения рынка топливом начала давать сбои. Например, поставки бензина в I квартале 2014 г. оказались ниже прошлогоднего уровня на 15%, дизельного топлива — на 12,5%. При этом реальная картина еще хуже: в марте поставки дизтоплива снизились на 20% (бензина — на 11%). Так что сравнительно спокойный квартальный результат обусловлен накоплением объемов зимой, которые с активизацией весеннего спроса начали активно вымываться. Посевная проходит фактически на грани, хотя взлет цен на топливо очевидно подкорректировал объем работ и, естественно, не в лучшую сторону.

В таких условиях придумывать новые страшилки в виде заявлений АМКУ крайне опасно. Тем более что диагностирование ценообразования на топливном рынке может провести даже любитель, не говоря уже о «зубрах» из Антимонопольного комитета. Как неоднократно отмечалось ранее, из-за полной зависимости от импорта энергоносителей, а также в силу номинирования акцизов на нефтепродукты в евро бензин и дизельное топливо в Украине являются на 90% валютным товаром. (Оставшиеся 10% приходятся на логистику, эксплуатационные затраты АЗС и прибыль.) Поэтому сопоставление цен на топливо в валюте в данном случае правильно и показательно.

На протяжении 2013 г. стоимость бензина А-95 в среднем составляла $1,33/л, дизтоплива — $1,24/л. Тогда как в минувшем марте этот показатель для А-95 и ДТ составил $1,23 и $1,11/л соответственно. В апреле цены уже не поспевали за курсом: за 15 дней апреля цена на бензин равнялась $1,14, на дизтопливо — $1,09/л. Учтем также, что в апреле был увеличен акцизный сбор на дизтопливо, который добавил к каждому литру $0,07 (в Украине акциз установлен в евро). Иными словами, при сохранении межбанковского курса 13 грн/$1 стоимость бензина А-95 достигла бы 17,30 грн/л, дизтоплива — 17,0 грн/л.

Накануне Пасхи валютный курс пошел вниз, потеряв пару гривен за пару дней. Многие начали выдыхать. «Чем литр дороже, тем тяжелее его продать, тем меньше клиентов. А доход на литре фиксирован, — говорит руководитель сети «КЛО» Вячеслав Стешенко. — Высокая цена невыгодна никому, ни потребителю, ни нам, ни правительству». Он считает, что нормализация обстановки на валютном рынке неизбежно повлияет на цены. Такого же мнения придерживаются и остальные опрошенные участники рынка. Однако, помимо самого значения курса, важны стабильность, прогнозируемость и уверенность. С этим пока тяжело. Как нет и уверенности в стабильности цен на нефть, которые в апреле напомнили о своем умении расти.

Юрий Шило, заместитель генерального директора ЧП «Надежда»:

«На стоимость топлива основное влияние оказывает ценовая котировка на внешних рынках и курс валюты. Рос не только курс, также на $50 увеличилась входящая цена. На сегодняшний день сложилась ситуация, в которой оптовые цены выше розничных. Первым на снижение курса должен отреагировать опт. При таком сценарии розничные цены, скорее всего, будут какое-то время оставаться в пределах существующего диапазона. При дальнейшем снижении оптовых цен будет меняться и розничная стоимость нефтепродуктов».

Елена Хилиенко, генеральный директор сети АЗС «Параллель»:

«Мы делаем все возможное, чтобы сдержать рост цен на реализуемые нами нефтепродукты настолько, насколько это возможно в нынешних экономических условиях. Сегодня на нашу ценовую политику влияет ряд негативных факторов, главный из которых — рост курса доллара и евро, так как наша компания закупает нефтепродукты у европейских производителей за валюту. С начала января 2014 г. стоимость доллара выросла с 8,23 до рекордных 13 грн. Кроме того, котировки нефтепродуктов на мировом рынке в 2014 г. тоже показывали рост. Усилилась и налоговая нагрузка на топливо, в частности, с 1 апреля были повышены ставки акциза на дизельное топливо Евро-5 с 46 до 98/т, а также экологического сбора, введен дополнительный сбор на осуществление валютных операций. Все эти факторы привели к подорожанию топлива, которое мы наблюдаем сегодня. 

Мы искренне разделяем обеспокоенность потребителей и так же, как и они, заинтересованы в скорейшей стабилизации ситуации с ценами на нефтепродукты. Мы готовы вернуть цены на стелах своих АЗС на прежние позиции, как только на рынке появятся для этого хоть какие-то экономические предпосылки».

Комментарий сети АЗС WOG:

«Наша компания в полной мере разделяет обеспокоенность населения ростом цен на нефтепродукты. В свою очередь, мы хотим объяснить причины повышения стоимости горючего.

Сеть АЗК WOG покупает для своих клиентов нефтепродукты европейского качества только за границей. Поэтому на цену горючего влияют курс валюты и налоги. По последние три месяца курс доллара вырос почти на 4 грн (з 8 до 12 грн). Кроме этого, с 1 апреля почти вдвое был увеличен акцизный налог на дизельное топливо, благодаря чему оно должно увеличиться в цене еще на 65–70 коп. (за литр горючего).

В то же время компания WOG повысила стоимость бензина не на рыночные 4, а только на 3 грн, а дизельного топлива — не на 5, а только на 4 грн. Мы не заинтересованы в росте стоимости нефтепродуктов и первыми готовы снизить цени, как только начнет снижаться курс доллара».

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти