Участники нефтяного рынка вспомнили доходную игру пятилетней давности: из-за того что будущие цены на нефть выше текущих, они заливают ее в танкеры и хранят, рассчитывая затем продать с прибылью
Рынок нефти Brent уже давно не дает его участникам серьезных возможностей для заработка: c 2011 г. цена колеблется в коридоре $100-115 за баррель, изредка выходя на короткое время вверх или вниз. Но в последнее время на рынке сложилась ситуация, когда текущие цены на нефть стали ниже цен фьючерсных поставок (контанго). Пользуясь этим, трейдеры фрахтуют танкеры для хранения нефти, пишет Financial Times. По данным лондонской консалтинговой компании Energy Aspects, у берегов Южной Африки и в Азии сейчас стоят танкеры, на которых хранится около 50 млн баррелей сырой нефти. Это максимальный объем с периода, как его иногда называют на рынке, суперконтанго, который отмечался с конца 2008 г. по 2009 г.
«На рынке нефти Brent и связанных с ней сортов сложилось контанго. Российская нефть Urals, ближневосточные, западноафриканские сорта — все они сейчас дают возможность трейдерам заработать на хранении», — говорит Майкл Уиттнер, аналитик Societe Generale.
На этой неделе появилась информация, что китайский нефтетрейдер зафрахтовал крупнейший в мире танкер для хранения нефти. Unipec, подразделение китайской нефтяной госкомпании Sinopec, зафрахтовало судно TI Europe грузоподъемностью 3,2 млн баррелей, сообщило в понедельник Reuters. По данным источников агентства в нефтетрейдинговой отрасли, Unipec планирует отправить купленную в Европе нефть и хранить ее на борту танкера неподалеку от Сингапура.
Цена нефти Brent упала на этой неделе ниже $100 за баррель из-за ее избытка в Европе. Спрос на нефть в Китае и еврозоне снижается: в первом замедляется экономический рост, во второй НПЗ сокращают закупки сырой нефти из-за низкой рентабельности и высокой конкуренции с зарубежными поставщиками. Несмотря на ряд геополитических конфликтов, срыва поставок нефти в последние месяцы не наблюдалось — наоборот, Ливия, например, быстро наращивает добычу и экспорт. А стремительный рост добычи сланцевой нефти в США ведет к сокращению ими импорта, в результате значительные объемы высвобождающейся африканской и ближневосточной нефти оказываются на европейском и азиатском рынках. Во вторник Администрация энергетической информации США (EIA) повысила прогноз нефтедобычи в стране в 2014 г. с 8,46 млн до 8,53 млн баррелей в день, а в 2015 г. — с 9,28 млн до 9,53 млн баррелей в день. «Рост месячного объема добычи, который в конце 2015 г. приблизится к 10 млн баррелей в день, поможет США сократить импорт в следующем году до 21% внутреннего спроса — самого низкого уровня с 1968 г.», — заявил Адама Симински, администратор EIA.
Однако трейдеры все же опасаются возможного перебоя в поставках из-за геополитических конфликтов в будущем, а также возможного сокращения добычи российскими компаниями, которым из-за санкций сейчас очень сложно привлечь кредиты. В результате фьючерсные цены превышают текущие.
В 2009 г. объем нефти в плавучих хранилищах доходил до 200 млн баррелей (правда, не все загруженные танкеры можно считать именно временными хранилищами нефти, часть из них обслуживает операции компаний, добывающих нефть на шельфе). Сегодня вряд ли стоит ожидать повторения той ситуации, считают участники рынка. «В 2008-2009 гг. из-за мирового финансового и экономического кризиса спрос на нефть и нефтепродукты обвалился. Сейчас такого не наблюдается, а цифры несопоставимы», — считает Уиттнер.
Правда, сегодня у трейдеров нет таких возможностей для заработка, как пять с половиной лет назад. Тогда (например, 31 декабря 2008 г.) спотовая цена барреля сорта Brent была $36,17, котировка месячного фьючерса — $45,59, трехмесячного — $51,27. В первом полугодии 2009 г. нефть подорожала до $70 за баррель, затем ралли прекратилось.
Сейчас разрыв в текущих и фьючерсных ценах гораздо меньше: по данным на 15.00 МСК, месячный фьючерс на Brent стоил $99,22 (утром цена опускалась до $98,8), трехмесячный — $99,9, шестимесячный — $100,7, годовой — $101,3.
Правда, фрахт сейчас обходится дешевле. Тогда цены рухнули — с $87 900 в день в среднем в 2008 г. за наем супертанкера (так называемого VLCC грузоподъемностью от 2 млн баррелей) до $34 300 в марте 2009 г., по данным судового брокера RS Platou Oslo. Согласно последнему отчету RS Platou Oslo, за период с начала 2014 г. средняя стоимость фрахта составила $25 400 в день, а в августе — $26 300. Чтобы хранить нефть было выгодно, разница в ценах на нефть должна быть такой, чтобы покрывать расходы, в том числе на фрахт, топливо и др. Когда в конце 2009 г. и начале 2010 г. разница между текущими и фьючерсными ценами существенно уменьшилась, а фрахт подорожал, спекулянты стали активно продавать нефть из танкеров. Поскольку объемы были достаточно велики, это было одним из факторов, сдерживавших рост цен на нефть.
Сегодня небольшая разница в ценах на нефть с разными сроками поставки делает операции по хранению невыгодными для многих участников рынка, полагают трейдеры и аналитики. Те же, кто занимается ими, рассчитывают в основном на краткосрочную прибыль, которую можно получить за два-три месяца, указывает Дэвид Файв, начальник отдела анализа глобального рынка в нефтетрейдинговой компании Gunvor. «Люди не рвутся в бой, стараясь оценить, насколько устойчивой в ближайшие месяцы будет ситуация со слабым спросом, и понять, как долго можно будет продолжать эту игру с хранением нефти», — цитирует его FT.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти