В начало
Ничегонепереработка

Ничегонепереработка

Украина обладала одними из крупнейших в Европе мощностями по переработке нефти, превышающими 50 млн т в год. Как стране удалось за десять лет превратиться из экспортера в импортера нефтепродуктов? Основных «секретов» два — недальновидность политики государства и коррупция.

В Украине осталось два предприятия, легально производящих нефтепродукты, — Кременчугский НПЗ (ПАО «Укртатнафта») и Шебелинский ГПЗ (ПАО «Укргаздобыча»).

Кременчугский гигант, ранее рассчитанный на переработку 18,6 млн т нефти в год, в 2014 г. переработал 2 млн т. Проблема в том, что у завода нет сырья, оно ограничено ресурсами внутренней добычи, которая из года в год сокращается.

Резко снижаться производство начало с 2008 г., после того как предприятие попало в орбиту группы «Приват». До этого завод перерабатывал в год 6-7 млн т нефти, поставляемой российским акционером НПЗ — компанией «Татнефть».

Бывший совладелец добился моратория на поставку нефти из России, притом не только по нефтепроводу, но и по воде. В 2009-2011 гг. группа «Приват» поставляла азербайджанскую нефть в Одессу с последующей перекачкой в Кременчуг, однако проект был закрыт как нерентабельный.

Здесь обозначилась еще одна проблема, убивающая отрасль, — отсутствие инвестиций в модернизацию. Низкая глубина переработки на старых украинских НПЗ не позволяет отечественным нефтепродуктам конкурировать с импортными, производимыми на более высотехнологичных предприятиях.

 В 2014 г., некогда абсолютный лидер отрасли, Кременчугский НПЗ снизил отбор светлых нефтепродуктов (бензинов, дизтоплива, авиатоплива и сжиженного газа) до 10-летнего минимума — 49%. К примеру, на белорусских НПЗ выход светлых нефтепродуктов составляет более 60%, на европейских — более 75%.

Шебелинский ГПЗ — второе работающее предприятие, производящее светлые нефтепродукты. Управляющая компания «Укргаздобыча» является на 100% государственной. Вследствие сокращения внутренней добычи и отсутствия инвестиций в производство проблемы здесь полностью схожи с кременчугскими. За последние пять лет объем переработки на заводе сократился на 35%, и в 2014 г. загрузка была ниже 40% проектной мощности (1,2 млн т в год).

Не вернулись из боя

Моментом истины для украинской нефтепереработки стал 2005 г. Тогда, после очередного кризиса, отменили пошлины на импорт нефтепродуктов, которые были инструментом государственного протекционизма отрасли. Это стало настоящим тестом для НПЗ, который не прошел никто, и ответом на госполитику в этой сфере, которая оказалась провальной.

До 2005 г. расклад сил был следующим. Четыре российские компании контролировали три крупнейших завода: «ТНК-ВР» (сейчас — «Роснефть») управляла Лисичанским НПЗ, «Татнефть» — Кременчугским, «Лукойл» — Одесским, а «Группа «Альянс» — Херсонским. Игорь Коломойский контролировал завод в Надворной, Игорь Еремеев и группа «Континиум» — в Дрогобыче.

Более чем мягкие условия приватизации и дальнейшая политика исключительно «пряника» (защита рынка от импорта, отсутствие жестких требований к повышению качества нефтепродуктов) возымели обратный эффект — в модернизацию никто не вкладывал.

В то же время соседняя Белоруссия «закачивала» в нефтепереработку сотни миллионов долларов капитальных инвестиций, тогда как собственники украинских заводов выжимали из доставшихся по дешевке активов последние соки, не брезгуя и различными схемами ухода от налогообложения.

Когда пришел день «Ч» и барьер на пути импорта был снят, четыре самых старых завода в Одессе и Херсоне остановились сразу, Надворнянский и Дрогобычский резко сократили переработку из-за невозможности получения российского сырья (его переработка стала невыгодной).

Крупнейшего переработчика — НПЗ «ЛИНИК» компании «ТНК-ВР» — эта волна догнала в 2012 г. При этом добавилась еще одна украинская проблема — коррупция. Фактически на протяжении всего периода независимости страны на топливном рынке существовали схемы нелегального ввоза нефти и нефтепродуктов, а начиная с 2011 г. они стали вопиющими.

Так, в 2011 г. на рынок вышел специмпортер — компания «Ливела», ввозившая нефтепродукты без уплаты налогов. Потом начались безналоговые поставки через Феодосийскую нефтебазу. В 2012-2014 гг. импорт пошел через компанию «Газ Украины-2009», а впоследствии — группу «ВЕТЭК» Сергея Курченко. Такая конкуренция в комплексе с невысокой глубиной переработки обусловила остановку НПЗ «ЛИНИК» в начале 2012 г.

Достаточно иллюстративной государственная политика в сфере нефтепереработки выглядит на примере Шебелинского ГПЗ. Перспективное госпредприятие, работающее на внутреннем сырье, оказалось заложником бесконечных переходов «Укргаздобыча» от одной группы влияния к другой, каждая из которых по понятным причинам не ставит перед собой целью развитие госактивов. Не поздно вернуться к четкой программе развития предприятия и сейчас, но признаков этого не наблюдается.

Украинский инвестклимат, не совместимый с необходимыми нефтепереработке много­миллиардными вливаниями, незащищенность собственности и инвестиций, процветающие схемы безналогового ввоза топлива — все это не позволяет рассчитывать на восстановление НПЗ. Хотя потенциально модернизация одной «Укртатнафти» могла бы в перспективе обеспечить 70% рынка Украины нефтепродуктами.

 
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти