В середине февраля стоимость нефтепродуктов преодолела очередной психологический барьер – 20 грн за литр. Но предел еще далеко не достигнут, ведь при долларе по двадцать шесть с лишним гривен расчет рисует 24 грн/л. А тут еще и мировые цены на нефть пошли вверх… Абсолютное большинство считает, что такую цену ни рынок, ни потребитель не потянет. Иной точки зрения придерживается, похоже, только украинское правительство, подумывающее о повышении налогов на нефтепродукты.
Беда не приходит одна. Именно так можно сказать о причинах февральского скачка цен на топливо. Безусловно, центральным фактором стал отказ НБУ от игры в многокурсие. И хотя трейдеры и ранее покупали валюту для расчетов за топливо по реальному ("черному") курсу, налоги все же считались по "дутому" официальному, и это немного сдерживало цены. Пересчет акцизов и в целом повышение курса на межбанковском рынке дали ценам основной стимул для роста.
Очередной фокус показал мировой рынок, который, казалось, надолго погрузился ниже отметки 50 долл./барр. В середине февраля котировки превысили 60 долл./барр. и даже продвинулись чуть дальше. По факту сырье в мире подорожало на 30% (в январе был отмечен минимум у отметки 45 долл./барр.).
«Мы давно не слышали столько звонков от клиентов», – говорит руководитель крупной сети заправочных станций, описывая первые часы после преодоления ценами уровня 20 грн/л. Вероятно, число звонков в ближайшее время будет только расти. При нынешних параметрах внешнего рынка и курсе доллара на уровне 28 грн стоимость бензина А-95 и дизельного топлива уже в феврале превысит 24 грн/л. Учитывая, что доллар на межбанке держится в последние дни стабильно выше и уже преодолел отметку 29 грн, весьма вероятна и круглая «дата».
Чем грозит выход на такие вершины топливных цен? Прежде всего, обострением кризиса потребления. В последние месяцы спад розничных продаж бензинов превышает 25% по сравнению с периодами годичной давности, и это была реакция на цены, значительно ниже текущих.
Не выплывет и бизнес, который напрямую зависит от объемов продаж. Для рынка нефтепродуктов, как и для любого рынка подакцизных товаров, рост стоимости всегда чреват увеличением теневого рынка. Здесь предпосылки налицо. С 2013 г. налоги в литре бензина выросли с 3,5 до 10 грн. Последний хит — 5-процентный сбор с розничного оборота подакцизных товаров, который участники топливного рынка нашли "под елочкой" в невесть откуда взявшихся поправках к Налоговому кодексу. В январе сложилась крайне показательная ситуация: сумма налогов сравнялась с закупочной стоимостью нефтепродуктов по импорту. В связи с ростом мировых цен пропорция вернулась, но внедренный по сути дифференцированный акциз все равно постоянно толкает цену вверх.
Самое интересное, что правительство постоянно критикует население за тягу к валюте, хотя само же держит деньги (акцизы) в евро. В сложившейся ситуации, которая угрожает всем — потребителям, бизнесу и, в конечном итоге, бюджету, необходимо всерьез рассматривать возможности снижения налогового пресса. Тем более что правительство постоянно в выигрыше, почти как казино. Последний пример — широко анонсируемые правки в бюджет на 2015 г. В них правительство закладывает курс 21,7 грн за доллар, хотя по факту уже 28 грн. Что это значит для топлива? При расчетном курсе акциз на бензин составит около 5000 грн/т, а по факту его сегодня уплачивают в размере 6140 грн/т. А при курсе 17 грн за доллар, как ранее уверял Арсений Петрович, опровергая декабрьские слухи о 22, акциз составил бы и того меньше — около 3880 грн/т. Для справки: в «благополучном» 2013-м акциз на бензин равнялся 2000 грн/т.
Так, может, пора установить акциз в гривне, раз вы так уверены в названном курсе? Получается, что трепать языком чиновникам ничего не стоит, а для потребителя такие "погрешности" в прогнозах — до 2 грн на литре только за счет девальвации. Кстати, упомянутый 5-процентный налог незаметно добавил ценам еще более 1 грн/л.
Любой намек на снижение налогов в Кабмине воспринимается в штыки, а сейчас, говорят, особенно агрессивно. Хотя беда не в самих налогах, а в неспособности их собирать. Снижение акцизов могло бы поддержать потребление, а значит, обеспечить приток средств в казну. Но для этого необходимо максимально ужесточить контроль над оборотом нефтепродуктов, а с этим большие проблемы. Участились в последнее время сигналы участников рынка о контрабандных поставках нефтепродуктов через морские порты в Очакове, Николаеве, Измаиле и Рени. А ведь это не иголки в стоге сена. Под самым носом фискальной службы в Переяславе-Хмельницком и Василькове Киевской области — продолжают работать крупнейшие узлы получения сырья и присадок для выпуска моторных топлив. И сколько фискалов этим «носом» не тыкали в карты и таблицы, производство бодяги цветет и пахнет. Разумеется, в таких условиях намного легче задрать налоги, чем заморачиваться поиском контрабандистов и бодяжников, к тому же щедро одаривающих руку берущего.
Между тем по рынку пошли разговоры о том, что правительство рассматривает возможность дальнейшего увеличения акцизного сбора на нефтепродукты, которое необходимо для компенсации… снижения ренты на добычу нефти (это той, которую, по словам Яценюка, Коломойский и Ахметов должны были платить с удовольствием). Поговаривают, что днепропетровский губернатор своим отказом платить по бюджетным счетам таки убедил премьера в неприемлемости ставок ренты. Если это произойдет, то будет означать, что потребители топлива вновь заплатят за крупный бизнес. А учитывая, что действия премьера все чаще совпадают со взглядами куратора «Укрнафты», вероятность такого сценария не выглядит фантастической.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти