В начало

Ситуация на рынке нефти: этот кошмар не снился даже сценаристам Голливуда — мнение

Сегодня на глобальном рынке нефти больше драматизма и сюжетных линий, чем в любом телевизионном сериале. Но, к сожалению, это не шоу — происходящее здесь имеет реальные негативные последствия, передает телеканал CNBC со ссылкой на мнение финансового журналиста с 25-летним стажем Брайана Салливана.

Россия и Саудовская Аравия спровоцировали ценовую войну на падающем рынке. Мир охватила пандемия COVID-19, миллиарды людей оказались в изоляции, спрос на топливо и, соответственно, на нефть катастрофически упал. Это привело к невиданному обвалу цен.

Ситуация побуждает [участников рынка] к скоординированным усилиям по сокращению производства. Именно по этой причине 3 апреля президент Дональд Трамп встретился в Белом доме с главами семи крупнейших нефтяных компаний США.

На этой встрече обсуждалась виртуальная встреча «ОПЕК++», которая должна была состояться 6 апреля. Однако министерская видеоконференция была перенесена на 9 апреля после того, как Москва и Эр-Рияд обвинили друг друга в катастрофе на нефтяных рынках.

Кстати, что такое OPEC++?

Что такое ОПЕК знают все. ОПЕК+ — это вольное название альянса, в который вошли резиденты и нерезиденты ОПЕК. При поддержке РФ эта структура стала для мирового рынка более важной, чем сама ОПЕК.

OPEC++ — это перекачанная нефтяными стероидами OPEC+, в которую входят все члены ОПЕК+ плюс любой другой производитель нефти, который захочет присоединиться к альянсу. Таковыми могут стать Норвегия, Канада и даже участники американского рынка интересы.

Из-за вербальной перепалки между РФ и Саудовской Аравией сложилась пикантная ситуация: саудовцы не станут сокращать производство, если к этому процессу не присоединится Россия. А Россия не может значительно сократить нефтедобычу из-за потребности в нефтедолларах, холодного сибирского климата, [устаревшего] оборудования, пр. Тем не менее, любой жест Путина и Ко о готовности что-либо сократить, может помочь наладить отношения.

А главный вопрос звучит так: является ли происшедшее разводом навсегда или легкой любовной размолвкой? Цена ответа — триллионы долларов.

После разговора с руководством Саудовской Аравии и России президент Дональд Трамп заявил, что «они сократят [нефтедобычу] примерно на 10 млн барр./сут. (б/с), а может быть, и существенно больше». Даже учитывая оригинальность твитов Трампа, это заявление следует признать экстраординарным — Россия и Саудовская Аравия не смогут безболезненно сократить добычу на 10 млн барр. Поэтому саудовцы ясно дали понять, что любая сделка должна быть «справедливой» и включать в себя ОПЕК, Россию, Канаду, Норвегию и, конечно же, США.

Так можно ли добиться того, чтобы глобальное производство нефти было снижено на 10 млн барр./сут.? Займемся арифметикой.

Саудовская Аравия: По состоянию на 1 апреля саудовцы нарастили добычу до 12,5 млн б/с по сравнению с предыдущими 9,5–10 млн б/с. Таким образом, они могут вернуться к доапрельским уровням, добавить еще миллион барр. и выйти на общий объем сокращений около 4 млн б/с.

Другие члены ОПЕК: Объем нефтедобычи всей ОПЕК, за исключение Саудовской Аравии, составляет примерно 15 млн б/с. Если каждый участник картеля сократит нефтедобычу на 12%, суммарное производство снизится на 2 млн б/с.

Россия: Здесь добывается примерно 11 млн б/с. Однако по политическим и технологическим причинам максимальное сокращение, на которое может пойти Москва, составит от 1,0 до 1,5 млн б/с.

Норвегия+Канада: Добывая 1,75 млн б/с, Норвегия в случае присоединения к ОПЕК++  сможет сократить производство на 500 тыс. б/с. Канадские производители уже сокращают объемы производства, так как их резервуары почти заполнены, поэтому добавим к норвежским 500 тыс. б/с столько же канадских.

Итог: крупные производители могут сократить нефтедобычу на 8,5 млн б/с. Это без США. А если с Соединенными Штатами?

США, не входят в ОПЕК. В США нет доминирующего производителя. По оценкам Rystad Energy, в стране работает более 9 тыс. компаний, производящих нефть или газ. Десять крупнейших производителей контролируют около 30% производства в США. Семь из них Трамп вызвал 3 апреля в Белый дом, но переговоры с Big Oil оказались безрезультатными.

Тем не менее, добыча в США снижается из-за замедления темпов бурения новых и истощения [зрелых] скважин, а также из-за сокращения спроса со стороны НПЗ. Если США удастся сократить производство на 15% от ежедневно добываемых 13 млн б/с, с рынка уйдет еще 1,5 млн барр. излишков.

США могут ввести тарифы на импорт иностранной нефти. Трамп заявил, что может наложить «очень существенные» налоги на импорт нефти. Но это только на словах.

На деле многие американские НПЗ нуждаются в импортной нефти. Почти половина всего импорта приходится на Канаду — страну, которую Америка «наказывать» не станет. На втором месте другой сосед — Мексика. А на Саудовскую Аравию приходится всего 6% импорта сырья. К тому же, и если США станут тарифицировать саудовскую нефть, королевство может отказаться от покупки американского оружия.

Мировой спрос на нефть обвалился на 20–30 млн б/с. Таким образом, даже сокращение производства на 10 млн б/с не является панацеей. Тем не менее, это замедлит падение отрасли и замедлит заполнение нефтехранилищ.

При нынешнем темпе перепроизводства каждый нефтяной бак, трубопровод, супертанкер и каждая ванна будут заполнены нефтью к середине-концу мая. Если это произойдет, цены на нее могут стать отрицательными.

Ставки в сегодняшней нефтяной игре как никогда высоки. Но эта игра закончится в ближайшие несколько дней. Но каким будет финал, предсказать невозможно.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти