В начало

ONLINE MARATHON'2020: дневник конференции LPG Ukraine 2020

В 10.15 стартует главный форум украинского рынка сжиженного газа LPG Ukraine 2020, который пройдет в рамках второго дня ONLINE MARATHON'2020, организованного «Консалтинговой группой «А-95».

В онлайн-конференции LPG Ukraine 2020 примут участие около 170 делегатов, представляющих 100 коммерческих организаций из 15-ти стран.

Программа мероприятия включает четыре блока, посвященных основным тенденциям украинского и мирового рынка СУГ.

Партнерами мероприятия выступили Shebel, WOG и ОККО.

18-45: В завершение насыщенного дня секретами акционных предложений на АЗС и как они работают поделилась директор по маркетингу столичной сети KLO Полина Тирская.   

По итогу ее выступления ответ на вопрос, работает ли маркетинг на рынке автогаза, был однозначным – работает. Доказательство этому — также те 97% клиентов, которые являются участниками программы лояльности KLO.

17-40: Генеральный директор «БНК-Украина» Евгений Поспелов заявил, что компания реализовала по долгосрочным контрактам все дизельное топливо, увеличив и объемы, и цену.

Так, согласно его презентации, ежемесячные объемы по дизельному топливу выросли до 200 тыс. т, или 2,1 млн т в год в 2021 г., что на 8,5% больше показателя текущего года.  

«Такая же ситуация по бензинам (+2,2%, до 40 тыс. т/мес), единственное – бензин марки А-92 по объемам просел (-1,2%, до 16 тыс. т/ мес.). Это связано с тем, что местные производители наращивают свое производство, и нам тяжелее его импортировать», – отметил Поспелов.

Он добавил, что по газовым контрактам компания увеличила реализацию до 8 тыс. т ежемесячно. «При этом по Мозырю мы увеличились в 1,5 раза, по сравнению с объемами прошлого года», – рассказал топ-менеджер.

17-10: В разговор, обсуждая тему стратегии трейдинга СУГ на море и на суше, ожидаемо включились представители ПАО «Укртатнафта»: главный технолог предприятия Юрий Голич, начальник управления сырьевого обеспечения и реализации Дарья Скакалина и директор представительства компании Федор Лысенко.

Поскольку специфика кременчугского газа в том, что он тяжелый (а в мире принята практика, когда такие газы при помощи определенной технологии облегчают), модератор поинтересовался, не было ли у «Укртатнафты» идеи приобретать дополнительно легкие фракции, чтобы его разбавлять, особенно для зимнего периода – это могло бы повысить маржинальность продукта.

«Если брать наш газ, – отметил главный технолог ПАО Юрий Голич, – то можно сказать, что он производится в среднем диапазоне, т.е., мы в основном выпускаем марку А и марку В, марки С у нас давно не было. То, что вы спрашиваете на счет возможностей смешивания, разбавления более легким газом, теоретически возможно. Но практически на заводе в настоящее время нет схемы, чтобы принимать сжиженный газ и соответственно его на месте компондировать».

Голич добавил, что «Укртатнафта» имеет в этом плане имеет другое решение, которое на предприятии сейчас рассматривают и начинают реализовывать. «Сжиженный газ «Укртатнафты» складывается как из тяжелых, так и из легких компонентов, – говорит главный технолог предприятия. – Так вот, мы сейчас разработали схему дозирования, которая позволяет облегчать более тяжелую бутан-бутиленовую фракцию. С ее помощью мы повышаем упругость паров бензина в зимний период, что в зимний период разрешается нормативными документами. А второе – это мы отводим тяжелую часть газа, бутановые фракции, и таким образом снижаем плотность общего автогаза, и в настоящее время у нас плотность газа в пределах 545 кг/м кубических».

Еще один важный вопрос, кроме технологических моментов, – участие в аукционах. Как отметил Артем Куюн, такие аукционы, в том числе анонимные, как показывает практика, могут достаточно хорошо максимизировать и количество участников, и количество покупателей, и цену.

Но Дарья Скакалина отметила, что «Укртатнафта» пока не планирует выходить на аукционы по той причине, что потребление сжиженного газа увеличило присутствие их продукции только по югу практически в 2 раза по сравнению с прошлым годом. «В этом году нами поставлено уже почти 57 тыс. тонн, – сказала Д.Скакалина. – При этом основная часть проливается в партнерскую сеть. То, что освобождается, идет в рынок, но идет по рыночной цене. Это не те продажи, которые выступают индикативными». По итогу этого года, отметили в «Укртатнафте», в общем оптом на юге они продают до 50% автогаза.

Отвечая на вопрос, какой была цель выхода в этот трейдинг на юге и довольны ли на предприятии этим проектом, Федор Лысенко ответил утвердительно. «Более того, мы хотели бы в будущем году сохранить его и нарастить», – добавил он, уточнив, что сейчас торгуют дороже, чем индикатив, который задает «Укргаздобыча». «Морской ресурс достаточно недешёвый, но при этом могу вас заверить, что мы все сделки завершали с положительным профитом, – сказал Федор Лысенко. – Если говорить о планах увеличить присутствие в сухопутной среде, то мы думаем над этим, но подробности пока раскрывать не будем – пусть до следующего года это останется интригой».

16-50: Скачек CNG в Европе: причины и последствия – тема доклада главы компании «Укравтогаз» Александра Ватажишина.

«Сразу скажу, что, к сожалению, Украина в этом вопросе – не равно Европа. Она немного отстает в этом плане, но позитивные подвижки все же есть», – начал он.

По словам топ-менеджера, в Европе выпускаются автомобили на СNG- и LNG-топливе (биометане). Практически все лидеры европейского и мирового автопрома имеют в своей линейке автомобили именно на этом виде топлива.

«Ежегодный прирост транспорта на СNG- и LNG-топливе в Европе составляет 10-15%», – отметил Ватажишин.

Если в Украине продажи всего нового автомобильного транспорта составляют порядка 70 тыс. единиц в месяц, то в Европе только в 2019 г. было зарегистрировано 87 тыс. единиц на природном газе. Лидерами являются Италии, Германия и Испания, отмечает он.

Если брать украинский рынок, то он с 2010 года сократился более чем в два раза, с 53 852 до 24 012 единиц по итогам 2019 г..

«Основная причина уменьшения — это то, что с 2006 г. в Украине очень изменилась цена на природный газ. Кроме того, прослеживается и износ автопарка, который был переоборудован еще в СРСР, отсутствие предложений по серийному выпуску транспорта на СNG-топливе и отсутствие инфраструктуры», – поясняет Ватажишин.

Между тем, он отмечает в Украине сравнительно положительную динамику за последние несколько лет в связи с положительными изменениями на рынке природного газа.

15-55: Эксперт всемирно известной компании IHS Markit аналитик вашингтонского офиса Кифер Дуглас представил доклад о тенденциях глобального рынка LPG.

«Я хочу больше в общих чертах поговорить о поставках СУГ на мировом рынке, позиции в нем Украины и ценовых тенденциях», – сказал он, начав с представления ситуации в США.

«Причина этому – макроэкономические тенденции в Европе, – уточнил г-н Дуглас, – а на формирование цены очень сильно повлияло развитие добычи газа из залежей. Так, чуть более чем за 10 лет его производство очень сильно выросло. В частности, весной этого года на состояние мирового рынка газа сильно повлияла пандемия. Причем это почувствовали как США, так и Европа, поскольку американский экспортный газ поставляется в основном именно в Европу».

Тем не менее, эксперт из США ожидает, что в 2021 году на рынке будет наблюдаться рост, хотя это вряд ли будет происходить резко.

«В 2020 г. американская добыча, – сказал он, – была очень мощной, несмотря на пандемию и карантинные мероприятия. Экономика в целом стагнировала, что, конечно же, почувствовал и сланцевый газ, но мы все же ожидаем медленного возрастания. Оно начнется в конце этого года и продолжится в дальнейшем, хотя спрос во всех секторах экономики не сильно изменился. Разве что химзаводы по производству пропилена несколько расширили свои запросы».

В любом случае, отметил эксперт из Вашингтона, нужно понимать, что «производство США экспорториентировано, и с 2019-го по 2020 год американские предприятия расширяли свои возможности, но мы пока даже не приблизились к удовлетворению запросов экспортной инфраструктуры». 

И если американский газ экспортируется в основном в Европу, украинский рынок СУГ, по мнению К.Дугласа, будет оставаться приоритетным рынком для российского и казахского экспорта, а цена на продукт будет оставаться высокой по сравнению с экспортом в страны ЕС. Разве что если Европа через какое-то время полностью откажется от использования ископаемых топлив, США придется куда-то девать 20 млн. тонн автогаза, и тогда они могут заинтересоваться украинским рынком, причем одновременно с пересмотром цен в сторону резкого снижения. «Но в любом случае, – подытожил г-н Дуглас, – колебания на рынке будут наблюдаться и дальше в связи с глобальными мировыми тенденциями».  

15-45: По словам президента компании UNIMOT (сеть АЗС AVIA в Украине и Польше) Адама Сикорски, который также включился в онлайн-конференцию, между украинским и польским рынками сжиженного газа есть много общего, хотя есть и много факторов, благодаря которым они отличаются.

«Как уже сказал Тревор Морган, глава Menecon Consulting, есть страны, где не очень хороший подход к сжиженному газу, – пояснил Сикорски. – В Польше, как и в Украине, все больше смотрят на экономию и значительно меньше – на комфорт. Ценообразование газа на 60% ниже, чем бензина, поэтому понятно, что этот рынок будет развиваться. Кроме того, автогаз считается более экологическим видом топлива, чем бензин, и это тоже влияет на ситуацию».

Эксперт отметил, что есть еще дополнительный фактор, который влияет на тенденции на рынке автогаза, – это регуляции, которые наблюдаются со стороны ЕС. «Поэтому, – отмечает Сикорски, – мы хотим еще больше развивать этот рынок».

В Польше установка на автомобиль газобаллонного оборудования отбивается за 20 тыс. км пробега, говорит он, т.е., для людей, которые много ездят, фактически через год. Но несмотря на то, что сжиженный углеводородный газ в Польше в 2 раза дешевле бензина, на данном этапе этот рынок там не растет. Адам Сикорски поясняет это личными предпочтениями людей.

К тому же, по его словам, это тот продукт, на который в любой момент может быть повышена цена. «Хотя, как уже сказал Тревор Морган, и я с ним полностью согласен, – подчеркивает Сикорски, – в то же время это еще и социальный продукт, цену на который повышать не будут, но люди все равно опасаются». 

15-10: Глава Menecon Consulting Тревор Морган стал первым спикером сессии, посвященной трендам топливных рынков.

По его словам, около 20 млн автомобилей в мире работаю на автогазе. При этом для него еще остается достаточно большой простор –  около 9%. «И глобально отмечу, что соотношение к другим видам топлива составляет чуть бльше 1%. Это один из альтернативных вариантов биодизелю», – отмечает он.

По словам г-на Моргана, использование электромобилей в мире составляет 0,3%, но это направление быстро развивается и в дальнейшем, возможно, в ближайшие годы займет достаточно большой сегмент рынка.

Он также отметил, что спрос на автогаз в 2019 г. упал в 14-ти странах мира и возрос в 11-ти. При этом самое больше увеличение приходится на Украину, Россию, Турцию, а также Китай. А падение наблюдается в Корее, Японии и Таиланде.

Между тем, по его словам, автогаз остается достаточно важным видом топлива во многих страннах. Так, в трех странах, в том числе и Украине, его потребление составляет более 10%.

14-00:  Презентация аналитика «Консалтинговой группы «А-95» А.Куюна, по мнению С.Федоренко, позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, тот, что рынок СУГ развивается и является огромным. На нем играют несколько десятков стабильных системных игроков и много несистемных нестабильных. «Я не соглашусь с выводом, что сегодня ты торгуешь беляшами, а завтра – газом, все имеют право заниматься тем, чем хотят, – отметил представитель НАКа. – Вопрос в том, что как раз и взрывное развитие рынка было благодаря тому, что много людей, которые занимались одним видом бизнеса, увидели нормальную нишу, которая развивается, причем на 20% в год, в другом. Конечно, все начали заниматься этим бизнесом».

Сергей Федоренко подчеркнул, что основная логика государства, если говорить о какой-то стратегии по отношению к рынку, который так стремительно развивается, – спрогнозировать направления такого развития. «Второе, – сказал он, – маржа действительно снизилась из-за большого количества игроков, но это было в 19 г.. Большой плюс 2020 г. – это стабильный и диверсифицированный импорт сжиженного газа в Украину. Есть большой игрок – «Укртатнафта», которая стабильно может на протяжении месяца завезти 20 тыс. тонн ресурса. Есть еще одна группа, которая за месяц может завезти 5-6 тыс. тонн. И они прекрасно сгладят любые ценовые колебания. Поэтому мы видим, что год у нас был стабильным по отношению к мировым ценам, без какого-либо пика летом».

Что касается собственно акцизной политики государства по отношению к моторным топливам, то Федоренко считает, что нужно отыскать конструктивный подход, а за основу взять законопроект главы комитета ВР по ТЭК народного депутата Андрея Геруса, возможно, с некоторыми корректировками. «Это такая инициатива, которую сразу можно брать за основу для дискуссии, для поиска компромисса между всеми участниками», – считает он.

Артем Куюн напомнил, что впервые инициатива пересмотреть акцизы появилась еще в 2017 г.. Тогда сделать это предложила «Укртатнафта». «Мы тогда обсуждали, действительно, многие были против, – сказал Куюн. – В принципе, сама идея уже начинать корректировать, сближать акцизы нормальная, мною была поддержана. Т.е., этот вопрос назревал еще тогда. И я считаю, что если бы тогда подняли этот акциз, сегодня такого накала уже бы не было. Я не берусь сейчас прогнозировать, как бы развился рынок в этом случае, но мне кажется, что было бы последствий намного меньше».

Артем Куюн также отметил, что сегодня есть три основных законопроекта, которые претендуют на рассмотрение в сессионном зале. «Первый – это Украинской ассоциации сжиженного газа, – поясняет он, – по сути, это сохранение статуса, который есть сейчас. Далее, есть предложение Андрея Геруса, которое все сегодня называют компромиссным. И такой радикальный шаг, который предлагает депутат Мовчан, это унификация на уровне акциза на ДТ. Само ДТ в любых предложениях трогать никто не берется, потому что только начало разговоров о повышении акцизов на ДТ на копейки приводят к какому-то безумному накалу в ассоциациях, объединяющих аграрный бизнес и промышленников. И здесь мы еще добавили свое видение».

По словам Сергея Федоренко, его личная позиция в вопросе, какой в дальнейшем должна быть акцизная политика в отношении моторных топлив, в большинстве перекликается с позицией группы «Нафтогаз». «И она объединена словом «справедливость», – говорит он. – Почему? Потому что сейчас мы видим результат несправедливой государственной политики – скорее, ее отсутствия на рынке моторных топлив. Это касается не только СУГ и бензина, но и ДТ. Мы сейчас бьемся за сосуществование тех видов топлива, которых через 20 лет будет намного меньше, а то и вообще не будет».

Федоренко отметил, что сейчас мы имеем ситуацию, когда один вид моторного топлива, воспользовавшись ситуацией, захватил большую долю рынка, тогда как присутствие другого вида моторного топлива уменьшилось из-за роста СУГ и ДТ. И третий вид топлива – ДТ – тоже взлетел, причем его использование на 85% состоит из импорта.

«Поэтому есть простой вопрос государственной политики: нужно ли такое потребление? Безопасно ли оно? Сможем ли мы своих граждан обеспечить этим видом моторного топлива стабильно, понятно и без вопросов? Это первое, – отмечает он. – Второе: мы имеем ситуацию, когда один товар получает высокую налоговую нагрузку, а другой ее не получает. И все это привело к тому, что вместо нормальной дискуссии сейчас есть клеш, борьба, переход на личности и переживание относительно того, выживет ли вообще рынок сжиженного газа, если будет какое-то изменение акцизов».

Поэтому, говорит Федоренко, все рынки должны работать, не задавливая друг друга. «Сейчас в такой минорной позиции рынок бензина, – подчеркивает он. – Но я не хочу, чтобы она повернулась таким образом, когда игроки рынка СУГ пойдут искать себе работу, это неприемлемо. Поэтому наиболее адекватной позицией для того, чтобы выровнять справедливость и в то же время позволить всем игрокам всех рынков и далее успешно работать, есть компромиссный вариант, который может отображаться в вашей пропозиции 100/150, она может отображаться в позиции 124/170».

«Моя логика всего этого процесса, – добавил Федоренко, – я не хочу, чтобы умирали продавцы сжиженного газа. Основная цель – уменьшить несправедливый налоговый груз, например, на тот же бензин».

13-55: «Для наших добывающих компаний любая инициатива, которая была бы поддержана, не должна негативно отобразиться на маржу, которая на сегодня в среднем составляет 1 грн/л, и одновременно решила ту диспропорцию между акцизами, которая есть сегодня», – говорит Петренко.

По словам Петренко, из пяти зарегистрированных в Раде законопроектов, два – кардинальных, которые предлагают оставить все как есть и один – радикальный, предлагающий полную унификацию ставок.  

«Мы к выравниванию, с точки зрения частных компаний, достаточно осторожно относимся поскольку, по нашим подсчетам, это негативно скажется на объемах реализации и приведет к снижению рынка автогаза», – отметил он.

В то же время, золотую середину представитель газодобытчиков видит в проекте, инициированном главой Комитета ВР по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андреем Герусом.

«Этот проект закона кажется более конструктивным. Он демонстрирует возможность, как наполнить бюджет и устранить диспропорцию, но и не остановить рынок атогаза и дать развиваться рынку бензинов», – говорит он.

13-30: Артем Петренко, исполнительный директор Ассоциации газодобывающих компаний Украины, представил позицию относительно ставок акцизов.

По его словам, наиболее конструктивным законопроектом по акцизным ставках на топливо из зарегистрированных в Верховной Раде является проект Андрея Геруса.

«Это та инициатива, которая не отталкивает, ее можно взять за основу для дискуссий и нахождения компромисса», – резюмировал Петренко.

13-20: Сергей Федоренко заявил, что АО «Укргаздобыча» планирует реализацию сжиженного газа на биржевых торгах по долгосрочным контрактам.

«Наша логика простая, мы не хотим продавать 12-14 тыс. т СУГ в спотах в зимний сезон, когда низкий рынок. Наше желание получить стабильные проливы в этот период, по высоким ценам и продавать так около 50-70%. Параллельно с эти продавать споты и получать дополнительную прибыль», – прокомментировал топ-менеджер.

Кроме этого, по его словам, при переводе с аукционных на биржевые торги УГД нивелирует роль Аукционного комитета.

13.05:  Директор по коммерческим вопросам АО «Укргаздобыча» замглавы дивизиона «Нефть» НАК «Нафтогаз Украины» Сергей Федоренко сразу отметил, что тема акцизов на топливо крайне болезненна.

«Мы сейчас приступим к обсуждению достаточно острого вопроса, и я думаю, часть людей будет думать, что это такой междусобойчик тех, кто хочет поменять акцизы, – сказал Федоренко. – На самом деле неизвестно, что будет с акцизными ставками на основные виды топлива: бензина, ДТ и СУГ, но за последние 7 лет понятно, что есть некая проблема. И эту проблему сначала увидели большие операторы рынка. Потом она стала разительной и в то же время получила разные лагеря, которые между собой воюют уже третий год. Проблема эта – диспропорция акцизов».

13-00: «Перекос в ставках акцизов на топливо нужно исправлять, – начал  Артем Куюн. –  При этом нынешняя ситуация обросла большим количеством домыслов с разными точками зрения, которые в разной интерпретации имеют место быть. Их мы и обсудим».

12-50: Приступили к обсуждению достаточно острого вопроса – акцизов на нефтепродукты. Тема сессии «Акцизы на нефтепродукты: менять нельзя оставить».

11-35: Потребление рынка СУГ в нашей стране за последние 10 лет увеличился в 2,5 раза. «И этот жирный рынок до сих пор не перестает колбасить: 95% трейдеров, если их спросить, в каком он состоянии, отметят переливы, которые заменяются падениями», – отметил Артем Куюн.

По его словам, с 2019 г. сильно выросла доля терм-контрактов. А по итогам 2020 г. на рынке зафиксирован 3%-прирост, что ранее было характерно для 10/15-го годов. По прогнозу аналитика, в 2021 году рынок будет находиться в состоянии хронического профицита, при этом более 10% закупок придется на спотовый сегмент. Артем Куюн отметил, что зарубежные эксперты считают, что такая ситуация является очень интересным полем для ценообразования, потому что, с одной стороны, рынок большой, а, с другой, прозрачной и понятной для всех котировки нет. А при наличии 10 и больше процентов спота уже можно делать прозрачную котировку. «У нас же то, что происходит на рынке с терм-контрактами, делает перспективу мутной», – отметил Куюн.

Анализируя структуру импорта СУГ в Украину, Артем Куюн отметил, что ожидаемо вырос Казахстан, который начал добавлять с 2017 г.. «На этот год еще на 2-4 тысячи тонн увеличит свои поставки «Тенгизшевройл», – сказал он. – Также сохранила свои поставки РФ, и, думаю, она их удержит и в дальнейшем на уровне 19-20 годов. При этом сильно упала Беларусь. Причина – это, учитывая их логистику, самый дорогой источник поставки».

Эксперт также отметил, что с 8-ми до 11% выросла доля других поставщиков, которая начала увеличиваться еще в прошлом году, а в текущем уже превысила 10%. «Это Литва, Польша, поставки по морю в порты Николаева и Одессы, – отметил он. – И это уже можно назвать такой нормальной диверсификацией. Сюда везли ресурс потому, что Украина была максимально маржинальным рынком в мире».

Поэтому все опасения относительно того, что у нас нет альтернативы, беспочвенны: мы всегда говорили, что будет цена – будет все, подытожил Куюн. «Иногда цена диктует спрос, но не в нашем случае, у нас спрос диктует цену, – считает эксперт, – и чем больше мы будем покупать, тем дороже нам его продадут. Думаю, аналогичная ситуация и по дизельному топливу».

Он отметил, что по итогам 2020 г. украинский рынок был в среднем на 50 долларов выше, чем европейский, и такая динамика не может не радовать наших соседей. Плюс нужно учитывать примерно еще 150 долларов на логистику. Поэтому украинский рынок для экспортеров был очень выгодным: и все, что можно, будет максимально ехать в Украину. Что касается ресурсодержателей в самой Украине, то Артем Куюн отметил, что на протяжении текущего года ни их десятка, ни пятерка не изменились, разве что изменился порядок их расположения. При этом все оптовики «подрасли», кроме структур «Привата». Доля же украинского ресурса среди крупных ресурсодержателей ничтожна. «Например, прерогатива «Надежды», WOG и «Сокара» – это казахский ресурс. В общем же, – резюмировал аналитик, – ресурсную погоду делают не крупные операторы на рынке, а мелкие. При этом можно прогнозировать, что в следующем году структура сохранится примерно такой же, как сейчас».

Если говорить о продажах, Куюн отметил, что удержали проливы только «БРСМ», «Глуско» KLO, «Сокар» и Shell, остальные уронили. Средняя маржа по рынку за этот год зафиксирована на уроdне 60-80 коп., разве что были какие-то отклонения в период жесткого локдауна. При этом средняя маржа за последние 5 лет – на уровне 5 евроцентов.

Не обошел вниманием аналитик «А-95» и теневой рынок сжиженного газа, который сильно влияет на ситуацию на рынке в общем. «Недавно мне пришлось проехать по территории Киевской области, – отметил Артем Куюн, – и я увидел, что 80% тех заправок, которые мы называем подзаборными, прекрасно работают: разница в цене делает их привлекательными для потребителя. А это значит, что средняя цена на рынке будет падать. И у меня нет хороших прогнозов на следующий год, если эта ситуация сохранится».

Сейчас решить вопрос по такой заправке с чиновниками, считает Куюн, в десятки раз дешевле, чем было еще 2 года назад. Но нельзя забывать, что этот рынок является частью энергетической независимости страны, и есть много важных моментов, которые необходимо урегулировать. «Если бы государственным компаниям дали нормальную свободу по заключению терм-контрактов, это очень бы стабилизировало рынок, – подытожил докладчик. – Второй очень важный момент, требующий вмешательства, – борьба с тенью». По его словам, сейчас в Украине мы имеем тупиковую ситуацию, когда на протяжении последнего года пробуксовывали все позитивные инициативы.

«У нас карантин, и якобы из-за этого инспектора выходили только на «кормежку», – сказал Куюн. – Поэтому, видимо, нужно снова поднимать первых лиц государства, чтобы включились в решение проблемы». Так или иначе, отметил эксперт, но «мы движемся к польскому сценарию с их концессиями, высокой входной суммой за работу на рынке и, следовательно, боязнью его потерять. «Сценарий может быть мягче, может быть жестче, но, думаю, мы к этому все равно придем, – подытожил Куюн. – Отрасль, которая обеспечивает больше трети рынка, должна быть более защищенной».

11-20: Аналитик «А-95» Артем Куюн презентовал исследование по состоянию розничного рынка автогаза.

11-20: Артем Куюн отметил положительные моменты возрождения контроля за качеством нефтепродуктов, на который был введен мораторий с 2016 г., и призвал участников рынка топлива и представителей государственной инспекции к совместному сотрудничеству в этом направлении.

11-00: Участники рынка сетуют на действия инспекторов Госэкоинспекции, которые требуют предоставлять документы на всю цепочку владельцев ресурса, после того, как он попал на территорию Украины. «Это очень сложно, у ресурса может быть три, а то и пять владельцев, пока он дойдет до нашей АСЗ. Этих документов может и не быть. Да и потом, они, как правило, имеют коммерческую тайну», – говорит Виктор Бутым.

«Я понимаю, что это неудобно, но отмечу, что это необходимая мера, поскольку на рынке очень много субъектов, которые используют разные добавки и присадки, из-за которых теряется качество продукта», – ответила на реплику представитель Государственной экологической инспекции.

10-50: Госэкоинспекция намерена взяться за лабораторные испытания (анализ проб) качественной составляющей нефтепродуктов и сжиженного газа.

По словам Елены Сибелевой, аккредитованных лабораторий, которые могут проводить испытания по сжиженному газу, в Украине около 10. «Их не хватает, поэтому мы в таких условиях, что нам необходимо самим научиться проводить исследования», – отметила она.  

10-40: Начальник отдела рыночного надзора Государственной экологической инспекции Елена Сибелева выступает с докладом на тему: «Контроль качества СУГ: быть или не быть?»

Она начала свою презентацию с того, что сейчас на рынке очень много фальсифицированных документов (паспортов качества), которыми располагают автозаправочные сети. Соответственно, эти субъекты попадают в поле зрения инспекции.

«Мы говорим о 30-40% документов, которые являются подозрительными», – отметила она.

По ее словам, теневые субъекты хозяйствования не имеют никаких регистрационных и разрешительных документов, они их просто сканируют для предоставления проверяющим органам.

Елена Сибелева также рассказала, какие сети и по каким критериям попадают под проверку. «Инспекция проводит мониторинг данных от простых потребителей, налоговой и других служб. Это комплексная работа», – отметила она.   

10-20: «Мы долго шли к онлайн-конференции, но осознавали, что к этому придем. Прелести онлайн – доступность спикеров. Сегодня у нас будут гости из Брюсселя и Вашингтона, поэтому, как говорится, будем живы, — поприветствовал участников конференции модератор мероприятия аналитик «Консалтинговой группы «А-95» Артем Куюн. – Многие темы, которые у нас  в повестке дня, сейчас обросли большим количеством острых граней и аспектов.

Первый тематический блок конференции посвящен украинскому рынку трейдинга и контролю качества СУГ.

 

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти