В начало

Запрет на экспорт топлива не спасает Казахстан от дефицита

Топливный кризис в Казахстане постепенно распространяется на все области, увеличивая количество АЗС, отпускающих самые популярные марки бензинов А-80 и А-92 только по талонам. Об этом сообщают казахстанские СМИ. 

По мнению Агентства по защите конкуренции Республики Казахстан (АЗК) , такие ограничения в продаже топлива являются объективными. Только так его можно разделить равномерно на всех. По его мнению, одна из причин дефицита топлива, новый закон о государственном регулировании оборота отдельных видов нефтепродуктов, который регулирует общественные отношения, возникающие в процессе производства и оборота бензина, авиационного и дизельного топлива, мазута.

По словам представителей АЗК, у производителей возникли проблемы с отгрузкой бензина из-за перехода на новую документацию (согласно новому закону), однако в постановлении есть небольшие недочеты. Сколько времени потребуется на исправление ошибок, неизвестно. Ведомство не берется прогнозировать, когда ситуация улучшится.
Первыми отпускать топливо по талонам стали крупные сети АЗС в Алматы, затем в Актау и Атырау. Причем в Атырау, по данным издания,  бензин А-92 сложно купить даже по талонам и по безналичному расчету, на заправках – очереди в несколько километров. Водители готовы покупать 92-й бензин даже по 150 тенге/литр ($1,03), притом что его предельная цена установлена властями не более 106 тенге/литр ($0,73). Многие частные заправки продают популярные марки топлива по ценам выше предельных. Операторы АЗС  объясняют нехватку топлива  резко сократившимися поставками. По их словам, они упали в два раза.
По словам председателя Агентства по защите конкуренции РК Еркегали Алимкулова, объективных причин повышения цен на топливо и его дефицита нет.
«По необоснованному росту цен, которое было зафиксировано в июле, по факту ограничения объемов отгрузки нефтепродуктов проводится расследование в отношении 112 субъектов рынка. Экономически оправданных причин для повышения цен и ограничения нефтепродуктов не наблюдается».
В конце июля министр нефти и газа Сауат Мынбаев заверял, что повышения цен и дефицита топлива в Казахстане не будет. Он также пообещал, что стоимость оптовой цены будет в пределах розничной. Однако в августе предельная стоимость ходовых марок А-92, А-80 и дизтоплива поднялась на несколько тенге.
Напомним, в июле 2011 г. президент страны Нурсултан Назарбаев подписал законы «О естественных монополиях и регулируемых рынках» и «О государственном регулировании оборота отдельных видов нефтепродуктов», которые направлены на установление государственного регулирования цен на товары субъектов регулируемого рынка в области производства нефтепродуктов и должны обеспечить экономическую безопасность Республики Казахстан, удовлетворение спроса потребителей в качественных и безопасных для окружающей среды и здоровья населения нефтепродуктах.
В настоящее время во избежание дефицита топлива и роста цен на него в  Казахстане действует запрет на экспорт нефтепродуктов (с апреля 2010 г. и до конца 2011 г.). Несмотря на это, республика с начала мая 2011 г. испытывает острый дефицит топлива. В течение лета в разных областях Казахстана отмечались перебои в поставках нефтепродуктов, время от времени заправки переходили на торговлю бензином по талонам или безналичному расчету, в отдельные периоды те или иные марки бензина исчезали из свободной продажи вовсе.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти