В начало

В сентябре на украинские порты ляжет рекордная нагрузка

В сентябре потребность рынка в морских поставках ДТ достигнет 195 тыс. т, что является максимальным месячным объемом перевалки импортного топлива украинскими портами за обозримый период. Об этом enkorr сообщили в «Консалтинговой группе А-95» со ссылкой на прогнозный баланс рынка ДТ в августе-сентябре 2019 г.

С 1 августа вступила в действие спецпошлина на российское ДТ, импортируемое по нефтепродуктопроводу — крупнейший канал поставок в Украину в последние три года (33% баланса рынка в 2018 г.). В связи с этим, поставки по нему приостановлены.

«На моменте все обстоит неплохо благодаря большим запасам топлива. Но в обозримой перспективе, уже в сентябре, есть риски возникновения серьезной напряженности на рынке в разгар сезона активного потребления», — сообщил enkorr директор «А-95» Сергей Куюн.

Составление прогнозного баланса показывает, что компенсировать выпадающие российские поставки можно за счет двух источников — Беларуси и моря.

В августе белорусские НПЗ нарастят поставки ДТ в Украину до 220 тыс. т, или на 40 тыс. т, но на этом потенциал исчерпан. Остальной объем предстоит привезти по морю: расчеты «А-95» показывают, что в августе будет необходимо 125 тыс. т.

«Много это или мало? Рекорд за последние пять лет без Крыма — 130 тыс. т, которые привезли в октябре 2015 года. Я помню тот период, все трещало по швам, вагонов не хватало, казалось, это предел», — говорит Сергей Куюн.

По его словам, в августе столько топлива может и не понадобиться: сегодня в портах лежит 60–70 тыс. т запасов.

«Основные опасения связаны с сентябрем. На ремонт начнут уходить белорусские НПЗ, они уже сообщили о снижении поставок в Украину (хотя конкретики пока нет). И вот на сентябрь не особо пессимистичный сценарий указывает на необходимость импорта по морю 195 тыс. т. Таких задач никогда не было и можно ли их выполнить, неизвестно», — уверен директор «А-95».

Самортизировать эффект от остановки «ПрикарпатЗападтранса» могут железнодорожные поставки через трубопроводный терминал в Гомеле (Беларусь) и ж/д-поставки из России через погранпереход «Тополи» (Харьковская обл.).

Мощность перевалки в Гомеле точно неизвестна. «Одни говорят, что больше 120 тыс. т не выгрузят, другие, что ранее этот пункт переваливал более 200 тыс. т. на Вентспилс (порт в Латвии)», — отмечает С.Куюн.

На текущий момент нет ясности со вторым источником поставок ДТ из РФ — компанией «Укрэнерджи».

«Официально компания вообще не видит себя уже в августе, она не получила разрешения российских властей. Но есть и те источники, которые наоборот пророчат этому игроку расцвет в Купянске (базис крупнооптовой торговли в Харьковской обл. – ek)», — говорит С.Куюн.

Кроме того, по мере истощения запасов, будет продолжать расти цена, что приблизит момент, когда поставки по трубопроводу с учетом пошлины вновь станут рентабельными.

«Как видим, вопросов и переменных много. Ясно пока лишь то, что в текущем состоянии «Укрзализныця» не вытянет растущий импорт по морю. Этот вопрос уже на повестке дня Мининфраструктуры, но, как говорят источники, особой прыти железнодорожники не проявляют. Ситуацию уже необходимо мониторить в ежедневном режиме, так как сентябрь обещает быть жарким», — резюмировал С.Куюн.

Фактический и прогнозный баланс дизтоплива в 2018–2019 гг.

Источник поставки

Август 2018

Август 2019

Сентябрь 2018

Сентябрь 2019

Внутреннее производство

68,6

60,0

60,7

60,0

Россия (Proton Energy)

240,0

120,0

222,0

120,0

Россия (Укрэнерджи)

15,3

30,0

17,2

30,0

Беларусь

231,5

220,0

186,7

150,0

Литва

35,6

45,0

40,9

45,0

Морской транспорт

38,2

125,0

55,6

195,0

Баланс дизтоплива

629,2

600,0

583,1

600,0

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти