В начало

В Казахстане 40%-ный дефицит высокооктана, – мнение

Цены на топливном рынке страны будут расти, так как предпосылок для их стабилизации нет. Такое мнение высказал экономист Института политических решений Сергей Смирнов, пишет CA-News.

По словам С. Смирнова, за 20 лет Казахстан, увеличив добычу нефти более чем в три раза, с 25 млн до 80 млн т,  до сих пор не может обеспечить потребности внутреннего рынка в топливе. Это может привести к дефициту бензина этой весной.
Ситуацию на топливном рынке, по мнению эксперта, усугубляет госполитика в этой сфере.
«Здесь и запоздавшая программа модернизации НПЗ, которую обещают завершить лишь к 2016 г., что гарантирует сохранение дефицита топлива. Здесь и действующий закон «О госрегулировании производства и оборота нефтепродуктов», жестко регулирующий только конечный сегмент топливной цепочки – розничный рынок», – цитирует портал Kapital.kz слова эксперта.
По мнению Смирнова, существующий на внутреннем рынке дефицит – до 40% – высокооктанового бензина закрывается импортными поставками, преимущественно из России. В свете этого факта немаловажным, по словам Смирнова, является заявление главы комитета Госдумы РФ по энергетике Ивана Грачева о том, что в 2013 г. цены на бензин в России могут вырасти на 2,4-4 руб./л.
Как показали события прошедшей осени, подчеркнул эксперт, утверждение Национальной компании «КазМунайГаз» о «преодолении проблемы дефицита нефтепродуктов, исключении цепочки посредников и обеспечении нефтебаз и АЗС Казахстана регулярно пополняемым запасом нефтепродуктов» не соответствуют действительности.
Примером этому, по словам экономиста, служит дефицит бензина, возникший в октябре в Южно-Казахстанской области, при потребности в 50 тыс. т было получено 15 тыс. т ГСМ. А в ноябре произошел бензиновый коллапс в Кызылорде, на большинстве АЗС бензина А-92 либо не было, либо его отпускали только по талонам, напоминает эксперт.
Напряженной, по оценке экономиста ИПР, была ситуация с высокооктановым бензином в ряде районов Атырауской области.
Основными факторами, которые, по словам эксперта, оказывают влияние на изменение цен на ГСМ, являются котировки нефти на мировом рынке, курс доллара, дефицит нефтепродуктов собственного производства, непрозрачность топливного рынка и т.д.
Сергей Смирнов пояснил, что цены на ГСМ в Казахстане формирует не только и не столько Россия, от которой Казахстан зависит по поставкам высокооктанового бензина, сколько местные давальцы нефти на НПЗ, диктующие рынку свою ценовую политику. Так, по словам экономиста, НПЗ не отпускают топливо напрямую розничным реализаторам, поскольку собственниками, а соответственно и продавцами нефтепродуктов, являются давальческие компании – ресурсодержатели нефти и нефтепродуктов.
Еще одним фактором, влияющим на ценообразование на топливном рынке, аналитик называет разработанную министерством формулу для расчета предельных для розницы цен на нефтепродукты.
«Эта формула, как утверждают участники проведенного АО «Центр развития и защиты конкурентной политики» совещания, должным образом не используется АРЕМ и фактически не работает», – считает Смирнов.
Напомним, С 1 января 2013 г. вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011). С 1 января оборот топлива ниже Евро-3 запрещен в России и Беларуси, для Казахстана предусмотрен переходный период, который разрешает оборот дизтоплива Евро-2 до 2015 г. С 1 января 2014 г. в России и Беларуси запрещен оборот топлива ниже Евро-4, в Казахстане бензин Евро-3 разрешен до 2016 г., дизтопливо Евро-3 – до 2017 г. Бензин ниже Евро-5 запрещен в России и Беларуси с 2016 г., в Беларуси – с 2015-го, в Казахстане – с 2017 г.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти