Канада переживает неожиданный бум добычи сверхлегкой нефти, известной как конденсат. Об этом со ссылкой на Reuters пишет «Нефтетранспортная территория».
Этот нежданный подарок провинции Альберта, известной запасами нефтеносных песков, стал благом для таких компаний как Vermilion Energy и Chevron, которые укрепляют свои позиции на формации Дюверней, о которой сегодня говорят как о наиболее привлекательном из еще не освоенных сланцевых месторождений Северной Америки.
Это также сулит надежду на уменьшение затрат компаний, добывающих тяжелую нефть на нефтеносных песках, таких как Cenovus Energy, которая в прошлом платила премию до $25/барр. при покупке импортного конденсата и использовала его как разбавитель для своей вязкой нефти с тем, чтобы транспортировать ее по трубопроводам.
Картина изменилась резко. Год наза Канадская ассоциация производителей нефти прогнозировала, что добыча конденсата, составлявшая 139 тыс. барр./сут., к 2025 г. снизится до 100 тыс. барр./сут. В новом прогнозе, который ассоциация планирует опубликовать в ближайшие дни, траектория, вероятно, будет совсем другой, сказал ее вице-президент по нефтеносным пескам и рынкам Грег Стрингхэм.
В апреле Национальный энергетический совет Канады сообщал, что в этом году ожидает роста добычи конденсата на 13% до 172 тыс. барр./сут. Хотя этот рост выгляди скромным по сравнению со сланцевой революцией в американских штатах Северная Дакота и Техас, его влияние, возможно, ощутят значительно южнее канадской границы.
Рост предложения на внутреннем рынке совпал с периодом снижения спроса на разбавитель, импортируемый из США, так как все больше компаний переходят на транспортировку битуминозной нефти по железной дороге. Эта тенденция может привести к дальнейшему снижению цен на американский конденсат, в результате чего усилится давление на правительство США со стороны противников запрета на экспорт нефти. Некоторые производители надеются, что в сочетании с реверсом нефтепровода Cochin, по которому в июле начнется поставка 95 тыс. барр. конденсата в день из Иллинойса в Альберту, это приведет к некоторому снижению цен.
«Я не верю, что существует такое понятие как дешевый конденсат. Однако при прочих равных увеличение предложения должно стать позитивным фактором для покупателя, - сказал Рик Дембики, директор по сбыту нефти в компании Cenovus, которая получает половину необходимого ей конденсата из-за пределов провинции.
Поставки конденсата, хотя их объемы невелики, играют важную роль в развитии канадских нефтеносных песков, благодаря которым Канада является обладательницей третьих по величине нефтяных запасов в мире, уступая лишь Саудовской Аравии и Венесуэле.
Поскольку битуминозная нефть является слишком тяжелой и плотной, чтобы транспортировать ее по трубопроводам, в нее приходится добавлять около 30% разбавителя - конденсата, газового бензина или синтетической нефти. В пункте назначения переработчики или операторы терминалов отделяют растворитель и зачастую отправляют его по трубопроводу обратно в Канаду для повторного смешивания.
Поскольку добыча нефтеносных песков, как ожидается, вырастет почти в два раза в течение следующего десятилетия, спрос на разбавители может вырасти примерно до 900 тыс. барр./сут. в 2025 г., прогнозирует консалтинговая компания Wood Mackenzie. По другим прогнозам, спрос превысит 1 млн барр./сут. Благодаря буму на Дюверней значительную долю этого спроса можно будет удовлетворить за счет канадского конденсата.
Западная Канада к 2025 г. при самом оптимистическом сценарии сможет добывать 375 тыс. барр. конденсата в день, причем 200 тыс. барр./сут. будет давать Дюверней, считает аналитик Wood Mackenzie Марк Оберстоттер. «Это означает, что операторы из Альберты должны будут платить за конденсат меньше в США», - сказал он.
Канада использует в качестве разбавителя 200-250 тыс. барр. конденсата в день, импортируя его преимущественно из США. Значительная часть этого объема проходит путь с побережья Мексиканского залива, превышающий 4 тыс. км. Транспортные расходы означают, что конденсат обычно продается в Альберте с премией, хотя в Техасе торгуется со скидкой.
Поскольку предложение ограничено, а трубопроводные поставки иногда трудно прогнозировать, цены зачастую нестабильны. Пять лет назад цена конденсата в Альберте временами была на $25/барр. выше, чем цена американских фьючерсов на конденсат, а в последние годы премии колеблются в районе $15/барр.
В настоящее время рост добычи в Канаде кажется незначительным и не влияет на планы по увеличению импорта путем реверса по нефтепроводу Cochin и предлагаемого компанией Enbridge наращивания мощности трубопровода Southern Lights до 275 тыс барр./сут. Но прогнозы спроса постоянно меняются, так как производители ищут способы уменьшить использование дорогостоящего разбавителя. Все больше компаний пользуются железными дорогами вместо перегруженных экспортных трубопроводов, и перевозят битуминозную нефть в специально оборудованных отапливаемых вагонах или в форме railbit, при которой она смешивается с 20% разбавителя.
По оценкам, железные дороги в Западной Канаде к концу года смогут перевозить 1,1 млн барр./сут. Такие компании как MEG Energy и Gibson Energy реализуют пилотные проекты по разработке технологий восстановления разбавителей, которые будут способствовать снижению спроса на них. Одновременно компания Nexen, дочерняя структура CNOOC, продает легкую нефть с месторождения Лонг Лейк на рынке разбавителей в Альберте.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти