Украина не сможет с 1 января 2014 г. перейти на реализацию бензинов с 5%-ным и выше содержанием биоэтанола из-за проблем, существующих на всех уровнях реализации проекта. Такой вывод сделали нефтетрейдеры и эксперты во время круглого стола «Бензин со спиртом: риски и преимущества для экономики и потребителя», организованного ООО «Консалтинговая группа «А-95».
По мнению директора «Консалтинговой группы» Сергея Куюна ключевая проблема – дефицит украинского биоэтанола. Он сообщил, что ежегодная потребность Украины в биоэтаноле составляет около 300 тыс. т сырья. Спиртзаводы производят около 70 тыс. т биоэтанола в год, который полностью выкупают производители альтернативных топлив.
Директор ООО «Укрпродсоюз» Николай Тыченко сообщил, что годовое производство биоэтанола покроет потребности топливного рынка всего на 1/3. В то же время украинские заводы обладают энергоемким производством и не способны выпускать биоэтанол из кукурузы как самого дешевого сырья.
«Наши заводы будут тратить на производство единицы энергии биоэтанола, в 1,5 раза больше энергии, чем современные предприятия. О какой тогда выгоде идет речь? Чтобы появились новые производства и заработали, нужны полтора-два года, а то и больше. Но снова – денег нет», – подытожил он.
Участники круглого стола обсудили вопрос возмещения дефицита биоэтанола за счет его импорта. По словам президента Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонида Косянчука, такое решение приведет к росту цен до 5 грн/л бензина.
«Согласно Налоговому кодексу акциз на импортный биоэтанол составляет 49,49 грн за литр. При текущей стоимости биоэтанола около $600/т его цена после таможенного оформления составит около 89 000 грн/т, или 63,3 грн/л», – отметил президент Ассоциации.
В то же время импорт бензина с биоэтанолом невозможен, поскольку страны ЕС производят топливо с другими нормами содержания биокомпонента.
«Существующие в Европе стандарты предусматривают содержание биоэтанола в бензине до 5%. В законе Украины, который должен вступить в силу с 1 января, наоборот, предусматривается не менее 5%. То есть, если бензин с биоэтанолом будет импортирован, то его нельзя будет продавать, так как не существует нормативной базы для реализации», – сообщил директор по взаимодействию с органами государственной власти WOG Андрей Пасишник.
Он сообщил, что Украине для перехода с 1 января 2014 г. на продажу бензинов с биоэтанолом нужно разработать около 16 отраслевых ТУ – такая работа не ведется и займет несколько лет.
Начальник отдела контроля качества ПАО «Концерн «Галнафтогаз» Алла Сидорович акцентировала внимание на свойствах продукта, получаемого при смешении. Она отметила, что товарный бензин не подходит для смешения с биоэтанолом, необходимо сырье – технологический бензин Eurobob.
«Возможно смешение с Eurobob. Но для этого нам необходимо получить качественные характеристики, которыми должны обладать компоненты, т.е. биоэтанол. А этой информации ни у кого нет. В свою очередь смешение биоэтанола с товарным бензином – А-92, или А-95 – невозможно. Получим продукт с неизвестным качеством и, возможно, агрессивными свойствами», – отметила представитель «Галнафтогаза».
Опасения по поводу использования спиртовых бензинов высказали представители автоконцернов.
«Примерно половина украинского автопарка состоит из автомобилей старше 10 лет. И использование подобного бензина для них может иметь риски, из-за отсутствия адаптации транспорта к такому топливу», – сообщил начальник отдела развития сервиса «УкрАВТО» Александр Чаленко.
В свою очередь, руководитель испытательного центра «УЦАХ-СЕПРО» Ирина Шкильнюк обратила внимание на то, что необходимы дополнительные исследования по влиянию бензина с биоэтанолом на двигатели внутреннего сгорания. Кроме того, по ее словам, расход «спиртовых» бензинов выше, чем стандартных.
Эксперты и участники топливного рынка сошлись во мнении, что необходимо не только отменить или отсрочить на несколько лет обязательную продажу спиртовых бензинов для Украины с 2014 г., но в перспективе предусмотреть возможность для автомобилиста заправляться топливом как с содержанием биоэтанола, так и без. Это даст выбор, а также создаст конкурентную среду.
В частности, специалист «ГосавтотрансНИИпроекта» Виктор Устименко считает, что нужно предусмотреть продажу бензинов как с 5%-ным, 10%-ным содержанием биоэтанола, так и без биокомпонентов. В свою очередь, акциз должен взиматься по принципу: выше содержание биоэтанола – ниже налог. В таком случаем, считает ученый, между участниками топливного рынка повысится конкуренция.
Как сообщалось ранее, согласно Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов», принятому летом 2012 г., с 1 января 2014 г. в Украине вводится норма об обязательном добавлении в автомобильные бензины не менее 5% биоэтанола (обезвоженного спирта).
В ближайшее время на OilNews будет размещена видеозапись круглого стола.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти