Россия намерена в I квартале 2017 г. сократить поставки нефти в Беларусь на 500 тыс. т – до 4,0 млн т. По данным российских СМИ, это связано с тем, что сторонам не удалось до конца прошлого года найти решение газового спора.
Изначально график подразумевал поставку 4,5 млн т сырой нефти в квартал, но теперь Москва, видимо, продолжит практику сокращения поставок нефти, чтобы побудить Минск погасить более $400 млн долга за газ. В Минске ожидают, что спорные вопросы будут решены в течение I квартала: власти Беларуси установили новые тарифы на прокачку нефти по своей территории только на этот период, передает «КоммерсантЪ»
Россия решила изменить график поставок нефти в Белоруссию в первом квартале, рассказали «Ъ» источники, знакомые с ситуацией. По их словам, российское Минэнерго передало новый график белорусской стороне 28 декабря, и согласно ему, объем поставок составит 4 млн т вместо предполагавшихся 4,5 млн т. Белорусская сторона, по данным «Ъ», выразила российскому вице-премьеру Аркадию Дворковичу несогласие с данным подходом. Если такой уровень поставок сохранится и дальше, вместо предполагавшихся 18 млн т по итогам года Белоруссия может получить только 16 млн т. В Минэнерго РФ отказались от комментариев.
Москва и Минск так и не смогли до конца 2016 г. договориться по вопросам погашения долга Белоруссии за российский газ. Задолженность накапливается с января прошлого года, когда Белоруссия, потребовав снижения стоимости сырья, стала платить меньше в одностороннем порядке. К концу ноября долг достиг примерно $425 млн. В свою очередь, Москва увязала газовый вопрос с поставками нефти, сократив их с обещанных 5,3 млн т в квартал сначала до 3,5 млн т, а в октябре–декабре до 3 млн т.
Предполагалось, что до конца 2016 г. позиции сторон будут согласованы, и, как рассказывали источники «Ъ», страны уже были близки к компромиссу. В связи с этим поставки нефти в I квартале 2017 г. должны были вырасти до 4,5 млн т. РФ соглашалась предоставить Беларуси определенную субсидию за счет зачисления таможенных пошлин на российскую нефть в белорусский бюджет, тогда как Минск должен был полностью погасить газовый долг. Беларусь, однако, просила дополнительных уступок в виде выделения кредита, и в итоге договориться не удалось.
Вячеслав Мищенко из Argus Media отмечает, что это уже далеко не первый конфликт между странами по энергоресурсам, и почти все они заканчивались по одному сценарию: стороны шли на уступки. Так что, уверен он, в ближайшее время будет принято политическое решение. Тем более, говорит эксперт, сокращения поставок нефти со стороны России, которым нет альтернативы, крайне невыгодны для Беларуси, так как грозят потерями от простоя заводов и снижения переработки. Это, говорит господин Мищенко, эффективный рычаг влияния, с помощью которого Россия, скорее всего, добьется выплаты долга с некоторой скидкой или другой схемой, например, через получение активов, как было с «Белтрансгазом».
С 1 февраля 2017 г. Беларусь повышает в среднем на 7,7% тарифы на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, расположенным на территории республики. Соответствующее решение закреплено постановлением №48 от 30 декабря 2016 г. министерства антимонопольного регулирования и торговли. Новые тарифы будут действовать до 31 марта 2017 г.
Напомним, что в третьей декаде ноября Минск уведомил «Транснефть» о том, что с 1 января 2017 г. будут повышены тарифы на транзит российской нефти через территорию Беларуси. Это не первое уведомление такого рода – в начале октября в ответ на резкое сокращение поставок сырой нефти из РФ на НПЗ республики было заявлено об увеличении транзитных тарифов в среднем в 1,5 раза.
Как сообщал OilNews, РФ стала оказывать нефтяное давление на Беларусь еще в 2010–2011 гг. В качестве ответной меры республика быстро отработала поставки венесуэльской нефти через Украину – в этот период через порты Одессы было перевалено 1,5 млн т сырца, который затем доставлялся по железной дороге на белорусские предприятия. Однако после возобновления поставок российской нефти Беларусь отказалась от импорта сырья из Южной Америки.
Экономические эксперты не могут объяснить суть происходящего между двумя странами. Хоть проблемы и проявляются в сфере экономики, их истоки – в политике, уверены они. По мнению аналитиков, таким образом Владимир Путин «карает» Александра Лукашенко за независимую внешнюю политику (в частности, за сближение с ЕС) и нейтралитет в отношении оккупации Россией Крыма и части Донбасса.
В связи с давлением Москвы на Минск и уменьшением поставок нефти на белорусские НПЗ республика должна возобновить поиски альтернативных источников поставок нефти. Такое мнение высказал директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн, выступая в Минске на международной конференции «Рынок нефтепродуктов и газа республики Беларусь», проходившей в конце сентября минувшего года.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти