В начало

Премьер Польши не будет препятствовать продаже НПЗ Orlen Lietuva

Польский премьер Дональд Туск не станет блокировать такое решение в политическом плане, если частично принадлежащий государству крупнейший в Польше нефтяной концерн Orlen решит продать свой НПЗ Orlen Lietuva в Литве. Об этом заявил Дональд Туск, сообщает «Интерфакс-Украина».

«Если Orlen в связи с интересами покупателей топлива в Польше и с учетом безопасности предприятия решит, что Orlen Lietuva нужно продать, я не стану устраивать политическую блокаду», – сказал Д. Туск.
Осенью 2010 г. посол Польши в Литве Ежи Марек Новаковский заявлял, что польские инвесторы разочарованы в странах Прибалтики и готовы переориентироваться на российский рынок.
Е.М. Новаковский не отрицает, что за хорошую цену польский нефтяной концерн PKN Orlen мог бы продать принадлежащий ему в Литве нефтекомплекс Orlen Lietuva (Мажейкяйский НПЗ), в том числе покупателю из России.
«Если только российский концерн «Газпром» или любой другой инвестор предложит выгодную цену, мы подготовимся к продаже Мажейкяйского НПЗ. Балтийским странам стоило бы организовать бизнес с Польшей на приемлемых для обеих сторон условиях, без всяких «серых» и теневых (схем), правовых уловок и коварства. Мы устали от ошибок литовцев, по моему мнению, от страшных ошибок», – сказал посол.
По его словам, компания Orlen Lietuva – крупнейший иностранный инвестор в Литве и крупнейший клиент литовской ж/д компании Lietuvos gelezinkeliai. Однако установленные тарифы на перевозку продуктов НПЗ на терминал Klaipedos nafta выше, чем для литовцев, и они будут повышаться.
По мнению Orlen, основные логистические проблемы, из-за которых литовский нефтекомплекс работает убыточно, до сих пор не решены – Orlen Lietuva платит высокие тарифы за перевозку нефтепродуктов государственной железнодорожной компании Lietuvos gelezinkeliai, кроме того, до сих пор не восстановлен важный для нефтеконцерна Orlen Lietuva участок железной дороги в направлении латвийской Ренге. По этой причине компании приходится транспортировать топливо обходным и более дорогим путем.
Как и раньше, Orlen намерен проложить нефтепровод, который бы соединил Мажейкяйский НПЗ с Клайпедским морским портом. Концерн утверждает, что инвестирует в это $100 млн, однако в обмен на это поляки хотели бы получить контроль над терминалом нефтепродуктов Klaipedos nafta. Но литовское правительство не раз декларировало, что не продаст акций этого стратегически важного для Литвы терминала.
Напомним, в начале июля 2010 г. польские СМИ сообщили о том, что PKN Orlen собирается незамедлительно продать Мажейкяйский НПЗ, так как Литва не выполнила ультиматум поляков в течение двух месяцев решить проблемы НПЗ с логистикой. В числе возможных сценариев продажи Orlen Lietuva называлось отчуждение части акций или полный вывод польского капитала.
Справка OilNews
В группу Orlen Lietuva входит нефтекомплекс, состоящий из Мажейкяйского НПЗ, Бутингского терминала и Биржайского нефтепровода, а также компании Ventus nafta, Торгового дома Mazeikiu nafta, Paslaugos tau, Emas, Naftel.
PKN Orlen в 2006 г. купил 84% акций Orlen Lietuva за $2,34 млрд, обойдя конкурентов – российские «ЛУКОЙЛ» и ТНК-BP, а также казахский «КазМунайГаз». В 2009 г. польская компания купила у правительства Литвы ее акции и довела свою долю до 100%.
После подписания договора купли-продажи Mazeikiu nafta с PKN Orlen в июле 2006 г. Россия прекратила поставки нефти по нефтепроводу через Беларусь в Мажейкяй, мотивируя остановку неисправностью трубопровода. В результате Orlen Lietuva приходится завозить нефть морем через Бутинге, а продукцию НПЗ экспортировать через Клайпедский порт с доставкой туда по железной дороге.
По итогам 9 месяцев 2010 г. Orlen Lietuva получила чистый убыток в размере $28 млн против $13 млн чистой прибыли за аналогичный период 2009 г.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти