Суммарный объем производства и импорта дизтоплива в Украину за период 1-26 марта снизился на 33,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, составив 282 тыс. т. Об этом OilNews сообщили в «Консалтинговой группе А-95».
Поставки и производство бензина за указанный период сократились до 179,7 тыс. т, снизившись на 7,1% (cм. таблицу).
За период 1 января – 26 марта было поставлено в Украину и произведено в Украине 953,7 тыс. т дизтоплива, что на 18,4% меньше, чем за аналогичный период 2013 г. Поступление бензинов составило 608,6 тыс. т (-21,5% к 2013 г.).
«Снижение накопительного баланса в 2014 г. составило около 200 тыс. т, что составляет более половины запасов, которые обычно держит рынок. В то же время есть основания ожидать снижения потребления в марте и апреле из-за резкого роста цен, это может самортизировать более чем очевидную нехватку продукта в преддверии активной фазы потребления», – говорит директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
По мнению экспертов «А-95», негативная динамика наполнения рынка в I квартале 2014 г., усугубившаяся в марте, обусловлена валютным кризисом и мерами НБУ, направленными на борьбу с ним. С 24 марта условия покупки валюты для импортеров смягчены. Однако отсрочка при покупке валюты все еще составляет 4 банковских дня в условиях непредсказуемости валютного курса, в частности, небывалого ослабления гривны до уровней выше 11 грн/$1.
Предпринятые НБУ ограничительные меры в комплексе с дороговизной кредитных средств у банков уже привели к ухудшению платежной дисциплины, срыву контрактов и, как следствие, к ужесточению условий поставок для украинских компаний. Основные поставщики нефтепродуктов в Украину перешли на продажи на границе, зафиксировав цены в валюте, и перевели украинских контрагентов на 100-процентную предоплату, отказавшись от практики предоставления отсрочек и товарных кредитов.
Дополнительное давление на рынок оказало фактическое прекращение работы крупнейшего поставщика - группы компаний ВЕТЭК, на долю которой приходилось до 20% рынка.
Как сообщал OilNews, в марте 2014 г. к этим факторам добавились малопонятный для украинских импортеров скачок цен на продукцию Мозырского НПЗ, а также необходимость осваивать новые маршруты поставок топлива в южные регионы страны из-за событий в Крыму.
Учитывая, что, по данным Госслужбы статистики, потребление бензина и дизтоплива в январе-феврале оставалось на уровне 2013 г., снижение производства и поставок нефтепродуктов на фоне начавшейся посевной кампании приобретает угрожающий характер, отмечают в «А-95».
2014 |
||||
2014 |
Январь |
Февраль |
Март* |
Всего |
Бензины |
231,4 |
197,5 |
179,7 |
608,6 |
ДТ |
355,6 |
316,1 |
282,0 |
953,7 |
2013 |
||||
2013 |
Январь |
Февраль |
Март* |
Всего |
Бензины |
310,3 |
271,7 |
193,4 |
775,3 |
ДТ |
363,5 |
381,4 |
424,3 |
1169,2 |
*- оперативные данные за период 1-26 марта
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти