Снова приветствуем в интерактивном гиде по повестке крупнейшего отраслевого форума Украины и его куллуарам. Второй день охватит все важнейшие сегменты снабжения рынка, а также коснется «альтернативных» перспектив. На старте будет будет поднята тема, поставленная на трехлетнюю паузу: авторы представят законопроект об обязательном добавлении биоэтанола в топливо. Кроме того, внимание будет уделено развитию электромобильного бизнеса в нашей стране.
На этом международный форум Petroleum Ukraine подошел к завершению. До встречи в следующем году.
16:15
Исполнительный директор ассоциации профессионалов по управлению персоналом HRFORUM Дмитрий Козлов представил данные портала по поиску работу Work.ua согласно которым, средняя заработная плата «продажника» и клиент-менеджера в сфере нефтепродуктов составляет 8,6 тыс. грн. При этом, зарплата, которую хотели бы получать люди на этих позициях составляет, 9,5 тыс. грн. По словам специалиста, малое количество резюме на типичные вакансии как «оператор АЗС» свидетельствует о слабом использование инструментария операторами. Также он напомнил, что есть две независящих от денег вещи, которые обуславливают уход специалиста: это коллектив и руководитель.
15:40
Ежегодные потери при транспортировке нефтепродуктов в Украине составляют порядка 400 млн грн. Такую цифру озвучил финансовый директор компании «Эфорт», которая специализируется на сопровождении при перевозке грузов, Олег Федак. Он отметил, что основная доля потерь припадает на погрешность в размере 0,65% от объема, перевозимого топлива, за которые все охранные фирмы не несут ответственность. А это, с учетом того, что «Укрзализныця» перевозит 3 млн т нефтепродуктов, составляет порядка 19,5 тыс. т. Федак призвал рынок отказаться от этой погрешности и предложил формульное ценообразование сопровождения перевозки нефтепродуктов.
15:30
Глава компании TRI MANAGEMENT Арнольд Бабрис на завершающей сессии Petroleum Ukraine 2016 изложил ситуацию вокруг сети АЗС «Народна». «Все законные методы, которыми мы пытались вернуть свою сеть, не помогли. У бывших владельцев сети остаются самые прибыльные АЗС», – рассказал он, добавив, что с помощью коррумпированных нотариусов «в связке» с чиновниками Минюста в Госреестр были внесены адерса-клоны трех АЗС в Киеве, что дало основание рейдерам выдавать эти объекты за свои. Впрочем, Барбис не теряет надежду вернуть свои АЗС, и говорит, что рано или поздно это произойдет. «Мы надеемся на реакцию президента Порошенко, который по просьбе президента Латвии, пообещал решить этот вопрос», – отметил менеджер.
14:40
Планы по инвестициям УГД в развитие переработки и розничной сети читайте по ссылке.
14:15
Коммерческий директор ПАО «Укргаздобыча» Сергей Федоренко отметил сложности перехода к стандартам Евро-5 в виде соблюдений контроля качества топлива. «Очень сложно было перейти от контроля качества бензина низкопробного к очень строгому контролю Евро-5» – отметил он. По словам топ-менеджера если дизтопливо выходит по анализу выше 10 ppm – это грозит служебным расследованием. «Мы привлекаем лаборатории. Используем 110% возможностей контроля качества. Но к началу следующего года мы вложим более $1 млн на оснащение лаборатории на Шебелинском ГПЗ» – рассказал Федоренко добавив, что у «Укргаздобычи» остается часть топлива Евро-4 и компания ведет переговоры с рынком нужно ли полностью переходить на Евро-5.
13:30
Экспорт нефтепродуктов БНК в Украину за 9 месяцев 2016 г. вырос в два раза, до 3,2 млн т, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отметил Алексей Задорожый. По его словам, в январе-сентябре компания экспортировала в Украину 2,033 млн т дизельного топлива или 57% всего импорта дизтоплива. В январе-сентябре прошлого года этот показатель составлял 2,004 млн т (31% рынка импорта Украины).
13:00
БНК возобновляет поставки реактивного топлива в Украину. С ноября уже пошли первые партии. Об этом рассказал замначальника отдела маркетинга ЗАО «БНК» Алексей Задорожный.
12:30
А после убойной дозы информации о спирте, стоит выпить европейской водички от ГК UNIMEX.
12:15
Директор компании «Электромобили» Александр Туз завершил первую сессию второго дня Petroleum Ukraine 2016 докладом о развитии рынка электромобилей в Украине. По его словам, в настоящее время удельный вес продаж электрокаров в общих продажах автомобилей в нашей стране составляет «тысячные [доли] процента» и подспорья для его существенного увеличения сейчас нет. «Рынок понемногу развивается на отдельных участках, но массовым он не станет», – завил он, добавив, что в целях привлечения новых клиентов и экологического имиджа украинским АЗС следует ставить зарядные станции ,как это сделало ОККО.
11:40
Старший научный сотрудник Института возобновляемой энергетики НАН Украины (ИВЭ НАНУ), эксперт по вопросам энергетической политики Проекта UNIDO/GEF в Украине Николай Кобец – тот человек, которой принял непосредственное участие в разработке законопроекта. По его словам, для всех стран ЕС к 2010 г. доля энергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) должна составлять не менее 10% от конечного потребления энергии в транспортном секторе. «Эта цель может быть достигнута не только за счет использования жидких моторных биотоплив, но также и за счет биометана, топливного водорода и использования электроэнергии из ВИЭ на транспорте», – отметил эксперт, добавив, что доля моторного топлива, изготовленного из сельскохозяйственного сырья, не должна превышать 7% .
11:20
Выступление Н.Лагутиной вызвало оживленную дискуссию. Сергей Федоренко из «Укргаздобычи» обратил внимание на появление несуществующего термина «устойчивость», значения которого на рынке никто не понимает. Представитель Orlen Lietuva пояснил, что термин sustainability, предполагает определенные критерии для производителя биокомпонента. «Но кто в Украине готов соответствовать этим критериям при производства биоэтанола?!», – вопрошает он.
Видимо, на рынке еще не готовы воспринимать существующие показатели, по которым и будет рассчитываться штраф за невыполнение норм. Алла Сидорович из ОККО сделала акцент именно на отсутствие четкой формулы, которая будет использована для санкции.
Директор департамента Госэнергоэффективности Дмитрий Коваленко обратил внимание на неправильный эмоциональный подход. «Рынок хорошо информирован о законопроекте. Мало кто откликнулся и представил свои комментарии. Сейчас эти изменения еще возможны, и мы их ждем», – утверждает он.
В свою очередь, директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн напомнил участникам рынка, что данная инициатива исходит от ЕС. «Мы взяли на себя обязательства и если мы не будем их выполнять, то страну будут штрафовать. И наша задача сделать так, чтоб от реализации этой нормы не пострадал бизнес», – отметил эксперт, добавив, что новый глава Ассоциации ООРНУ Дмитрий Кулик должен обратить внимание участников рынка на этот вопрос.
10:40
Цель закона: создание правовой основы для развития сферы производства, оборота и использования биотоплива на транспорте. Проектом предусмотрено, что часть биоэтанола в общем объеме реализации бензинов с 1 июля 2018 г должна составлять не менее 3,4% (энергетических процентов), с 1 июля 2019 г. – не менее 6,9%. А часть биодизеля в общем объеме с 1 июля 2018 г. должна составлять не менее 2,7%. «Энергетические проценты предполагают расчет доли из общей реализации всех продуктов. Это можут быть и традиционные бензины без спирта, и бензины Е5, и также альтернативные топлива Е30+», – сделала важное пояснение Лагутина.
10:25
Презентация законопроекта по обязательному добавлению биоэтанола в топлива начальника отдела альтернативных видов топлива Департамента возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива Госэнергоэффективности Натальи Лагутиной открывает второй день. Она напоминает, что международные обязательства Украины (Деректива 2009/28/ЕС) относительно доли биотоплива в валовом конечном объеме потребления энергии на транспорте в 2020 г, должна составлять не менее 10%. «Наша страна является страной с развитым агропромышленным комплексом. Так, годовой энергетический потенциал жидкого топлива эквивалентен 1 млн т нефтяного эквивалента», – отметила она.
18:30
Закончился первый день Petroleum Ukraine 2016. Завтра международная конференция продолжит свою работу. В программе второго дня крупнейшего отраслевого мероприятия Украины доклады о развитии альтернативной энергетики, стратегии крупнейших поставщиков и производителей, основные тенденции отрасли. До завтра!
18:00
Старший офицер департамента обеспечения компонентами реактивного топлива и контроля качества нефтепродуктов ВСУ Михаил Ищук заявил, что в стратегических регионах Украины проблем с топливом в 2016 г. у армии не было. По его словам, перебои с дизтопливом могли быть на западе страны. Он также отметил, что в этом году Минобороны решило отказаться от зимнего топлива, и нуждается только в арктических марках ДТ. «Нам нужно еще на 5 градусов ниже температура застывания. Хотя бы -35 градусов. Термин хранения по ДСТУ нас полностью не удовлетворяет тоже. Нам нужен больший срок хранения, особенно по бензинам», – утверждает специалист обеспечения ВСУ.
17:30
Законодательство полностью готово к формульному ценообразованию, отмечает советник главы ПАО «Укргаздобыча» Нелли Стельмах. «Я не вижу ничего плохого в том, что «Укрзализныця» сейчас пытается согласовать формулу с основными поставщиками топлива. Таким образом, они пытаются избежать обжалования этой формулы в АМКУ», – резюмирует эксперт в области госзакупок.
17:25
Иванча говорит, что в планах УЗ объявление еще двух тендеров (по 50 тыс. т) и третьего на поставку 100 тыс. т дизтоплива. Такие огромные объемы менеджер объяснил «попыткой получения лучшей цены». «Если поставщик будет понимать, что он поставит большой объем топлива, он предложит лучшую цену. Кроме того, большая часть [топлива] пойдет в формирование запаса. Ведь сейчас у нас ДТ на 6 дней», – рассказал он.
17:10
Сергей Стоянский из ОККО выделил три этапа изменений, в которых нуждается процесс проведения государственных тендеров. Первый – упрощение тендерной документации. Второй – открытые торги. Третий этап связан с подписанием договоров и их выполнением, в том числе, с изменением цены. Этот этап самый не проработанный. Решением этой проблемы может стать отказ от фиксированный цены в пользу формулы.
Андрей Бычков из SOCAR отвечая на вопрос, как выйти из тупика постоянной блокировки тендеров, отметил, что «Укрзализныця» уже сделала шаги на упрощение документации. Однако, еще существует ряд ньюансов, которые не позволяют это сделать.
16:40
У «Укрзализныци» недостаточное количество поставщиков топлив, что негативно сказывается на его закупках, сетует заместитель и.о. начальника филиала «Центр обеспечения производства» ПАО «Укрзализныця» Сергей Иванча. По его словам, ежегодная потребность дизтоплива для «Укрзализныци» составляет более 300 тыс. т, потребность в маслах и смазочных материалах – более 13 тыс. т. При этом, поставляют этот ресурс (ДТ) всего лишь четыре оператора, лидером среди которых, является компания «ВОГ АЭРО ДЖЕТ». Представитель УЗ выразил надежду, что реформирование, которое сейчас проводит предприятие в сфере закупок, в частности, упрощение тендерной документации, поможет изменить ситуацию и поставщиков топлив для комапнии станет намного больше.
16:05
Директор компании «УПК Коммерц» Александр Киримов представил участникам конференции Petroleum Ukraine 2016 онлайн-сервис покупок топлива со скидкам MyFuel. Он представляет из себя ресурс, где пользователи сами могут создавать себе акции в той или иной группе. При этом они не будут привязаны к конкретной сети скидочной картой. Сейчас, по словам Киримова, сервис сотрудничает с сетью АЗС Ultra и находится на стадии поиска новых партнеров.
16:00
Читайте интервью с СЕО "Параллели" Еленой Хилиенко из кулуаров Petroleum Ukraine 2016.
15:30
Независимый маркетинг-эксперт Дарья Кухаренко считает, что нефтяная отрасль одна из самых традиционных и одна из самых медленных по развитию. Так, в 2016 г в топ-10 крупнейших компаний мира попала всего лишь одна нефтяная корпорация, тогда как еще несколько лет назад их было значительно больше. Такие изменения эксперт объясняет развитием инноваций, в том числе, развитием мирового рынка электромобилей. Второй тренд, который угрожают развитию нефтерынка в дальнейшем – сервисы коллективных поездок, таких как Uber, BlaBlaCar и других.
15:10
Для АЗК продажа топлива может стать сопутствующей услугой в основном виде деятельности. Такое мнение высказал Игорь Шульга, директор компании GFS Global Trade, которая занимается строительством магазинов и кафе. По его словам, 70% клиентов GFS Global Trade это автозаправочные комплексы, для которых компания разрабатывает абсолютно индивидуальный формат. Основной причиной, по которой АЗК идут на такое «расширение» является сервис, который все чаще требуют клиенты.
13:50
Во время обеда читайте важные заявления о будущем сети «Укрнафта», сделанные Феликсом Луневым.
13:50
Директор по розничной торговле «АМИК УКРАИНА» Кястутис Разгайтис признался, что переезжая в Украину работать, он имел немного другое представление об украинском топливном рынке. «Но приехав сюда, я понял, что на украинском рынке будет работать интереснее, чем на рынках других стран. Сам украинский рынок не позволяет скучать», – многозначительно заявил топ-менеджер.
13:30
Генеральный директор «АМИК УКРАИНА» Игнас Юрконис (Ignas Jurkonis) презентует концепцию структурных изменений топливного бизнеса в Украине. За последние пару месяцев у компании полностью изменилась структура поставок топлива. «Мы не импортируем топливо из России и рассматриваем возможность покупать топливо внутри страны, чтобы вовсе его не импортировать.Нам не выгодно держать собственный парк бензовозов. Так, в ближайшие полгода мы будем искать партнеров по процессам, которые мы будем отдавать на аутсорсинг», – рассказал топ-менеджер.
Юрконис заявляет, что со следующего года обеспечение топливом розничной сети перейдет на терм-контракты.
13:00
У микрофона заместитель главы правления ПАО «Укрнафта» Джонатан Поппер. Он сетует на падение добычи углеводородов в Украине. «Для того, чтобы исправить ситуацию «Укрнафте» нужно 3,3 млрд грн инвестиций. Но сейчас у нас нет этих денег», – заявил он.
Также ПАО могло бы улучшить ситуацию, если бы снизили налогообложение на добычу нефти до 29%. «Это поддерживают все кроме Минфина», – отмечает топ-менеджер. По его словам данная инициатива находит понимание среди операторов рынка, но также, как и инициатива по розничному акцизу, она блокируется Минфином.
Попер отметил, что «Укрнафте» нужно найти средства для погашения налоговых долгов. «Наше руководство сделало несколько предложений, но они не были одобрены. Мы не можем платить эти налоги без конца, нам нужно реструктуризировать нашу задолженность», – добавив, что если страна хочет добывать нефть, то нужно менять подходы к добытчику.
12:50
Новый глава Ассоциации ООРНУ Дмитрий Кулик обратился к гостям форума в новой должности. Он обещает сделать работу ассоциации «проактивной и эффективной». По его словам, главная тема работы сейчас – это розничный акциз. «Странным образом акциз попал в бюджет 2017 года. Нам предстоит это изменить. Готовим обращение ко всем органам государственной власти. Нужна поддержка рынка. Более активная и ответственная позиция», – резюмировал новый руководитель профильного объединения.
12:40
АМКУ наконец-то обратил внимание не только на мейджоров. «На сегодняшний день Антимонопольный комитет ведет расследование деятельности большой сети АЗС (более 1 500 АЗС), которая связана брендами «Укрнафта», «Авиас плюс», ANP и другими. Они, в основном, продают топливо отечественного производства. На наш взгляд поведения этих операторов имеет признаки согласованных антиконкурентных действий во всех регионах Украины. Вскоре будет принято решение по этим АЗС», – анонсировал Полюхович .
12:30
Ответ турецких экспертов АМКУ. В Турции независимый контролирующий орган энергорынка EMRA занимается мониторингом цен и баталии с операторами рынка также присутствуют серьезные. По словам С. Комсуоглу, одинаковые цены держатся, как правило, в крупнейших трех сетях. Между тем, мелкие сети нередко держат цену ниже закупки на НПЗ. Отсюда возникают неприятные вопросы к крупным операторам.
В итоге анализ проводится в сравнении со средним уровнем нетто-цен в шести странах ЕС. Именно этот уровень и показывает насколько обоснован уровень цен в Турции.
12:10
Государственный уполномоченный АМКУ Валерий Полюхович отметил, что основным фактором, который сдерживает конкуренцию на украинском топливном рынке, является импортозависимость нашего государства, большое количество топлива неизвестного происхождения и сомнительного качества, а также отсутствие действенного контроля по уплате акцизного налога на розничную реализацию топлива. «Отмена этого акциза, которую комитет рекомендовал Кабмину, позволит нейтрализовать негативый эффект от его введения», – заявил госуполномоченный.
11:05
Снова много непрямых параллелей с Украиной от Серташа: «За последние 8 лет в связи с увеличением налогового давления и Сирийским кризисом увеличилось потребление нелегального топлива. Сумма недополученных налоговых отчислений составляет 2 млрд турецких лир. Для борьбы с нелегальным рынком регулятор топливного рынка Турции (EMRA) увеличил ставки налогообложения и контроль над реализацией топлива. После введения новых мер, правовых обязательств и контроля, доля нелегального топлива на рынке уменьшилась до менее, чем 2%. В 2015 и в 2016 гг. продажи автомобильного топлива увеличились на 13,7% и достигли 33 млн куб. м». Такой эффективности антикризисныйх действий Украина может только позавидовать.
11:00
Косвенные налоги составляют самую большую долю цены на топливо в Турции и в большинстве стран ЕС. Розничный акциз, уплачиваемый дитсрибьютором после продажи топлива, формирует затраты финансирования. Акциз начисляется до 15 числа и должен быть уплачен до 25 числа того же месяца, а акциз возникший до 31 числа, должен быть до 10 числа следующего месяца. Эта система еще сложней, чем в Украине, но она строго регулируется EMRA, которая «убивает теневой рынок».
10:50
Президент Energy Grup и руководитель издания Petrolturk Сертак Комсуоглу (Турция) сообщает, что топливо в Турции продает 91 компания, при этом на первую десятку приходится 82% рынка, а на первую тройку – более 50%.
Он рассказал, что в Турции функционирует уникальный орган контроля, который и сформировал современный рынок страны – EMRA.
10:42
И в заключение немного экспертного позитива: теневой рынок в 2016 г. просел почти в три раза по сравнению с 2014 г. Это, по мнению С.Куюна, стало следствием введения электронного администрирования акциза. «Заметьте, эта инициатива исходила от рынка. Мы совместно ее продвигали и доносили ее чиновникам на прошлой конференции. Сегодня также актуальна и болезненна проблема розничного акциза», – завершает свое выступление эксперт призывом консолидироваться вокруг общих для участников рынка проблем.
10:40
Эксперт не прошел мимо украинской переработки. В этом году впервые за многое времея эта тема действительна стала актуальной. «Объемы падают на протяжении последних 10 лет. Однако, 2017 г. покажет рост, в первую очередь благодаря росту переработки Кременчугского НПЗ, который планирует поставлять порядка 1,3 млн т азербайджанской нефти в год. Также стоит отметить, что несмотря на падение добычи сырья Шебелинский ГПЗ («Укргаздобыча») удерживает переработку и за год сумел выйти на производство бензинов и ДТ стандарта Евро-5», – резюмировал директор «Консалтинговой группы А-95».
10:35
«Мазут — хит этого и этого года» — еще один ключевой стейтмент от С.Куюна. Он отмечает, что мазут стал заменительем природного газа, что повлекло за собой увеличение потребление этого вида топлива в Украине. «Он на протяжении последних двух лет выигрывает по цене у природного газа. В тоже время, в 2017 г. есть угроза, что поставки мазута сильно пострадают от норм техрегламента», — напомнил эксперт.
10:25
Ярким событием назвал С.Куюн возобновление работы нефтепродуктопровода: «По моим данным, по этой магистрале в октябре было прокачано 180 тыс. т дизельного топлива. Отмечу, что после запуска нефтепродуктопровода не произошло ценового демпинга, как этого многие ожидали. При этом, все же недостатки есть. Мы их увидели в сентябре, когда магистраль остановилась. Потом, она так же резко возобновилась. Но Россия – поставщик достаточно не надеженый. Преимущество Украины в том, что у нас есть порты, которые не раз уже спасали рынок от любых неожиданностей».
10:20
Эксперт отмечает резкое увеличении поставок белорусских нефтепродуктов в 2016 г. По его прогнозу, в этом году может быть повторен исторический рекорд 2012 г, когда в Украину зашло более 4 млн т белорусских нефтепродуктов. «В 2016 год мы вошли с эмбарго российского дизтоплива и естественно белорусы стали теми, кто закрыл вакуум после исчезновения российского топлива», – рассказал он.
10:10
Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн открывает Petroleum Ukraine 2016. Он вынужден констатировать, что в текущем году произошло очень серьезное падение потребления бензина. «За последние три года рынок просел на 40%, до 2,2 млн т бензинов. Причины падения – экономический кризис и падение платежеспособности. Но не только это. Часть бензина стала жертвой структурных изменений форм потребления топлива. В частности, потребитель нашел замену бензина в СУГ», – сообщает эксперт.
По его словам, СУГ стал феноменом 2016 г. «По результату года мы ожидаем, что в 2016 г. в литрах будет продано сжиженного столько же, сколько и бензина, а в 2017 г. продажи СУГ превысят продажи бензина», – резюмирует Куюн.
9:30
Petroleum Ukraine 2016 стартует с одной из самых проблемных тем топливного рынка – государственного регулирования. Фискальному регулированию рынка Турции уделит внимание Серташ Комсуоглу, президент Energy Grup и руководитель издания Petrolturk. В свою очередь, директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн представит фундаментальный анализ основных событиях и тенденциях украинского рынка в текущем году.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти