В начало

Перспективы украинского транзита зависят от оперативности решения проблемы «грязной» нефти в «Дружбе»

«Укртранснафта» заинтересована в скорейшем возобновлении прокачки нефти по южной ветке нефтепровода «Дружба» не только с коммерческой точки зрения, но и стратегически — чтобы в будущем сохранить транзитные потоки через Украину. Об этом в статье «Испорченная «Дружба» для «Зеркала Недели. Украина» пишет директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

«Получатели нефти по «Дружбе» имеют альтернативные маршруты ее поставок, в частности, через хорватский порт Омишаль на Адриатическом побережье. Любая проблема на «Дружбе» добавляет козырей конкурирующим маршрутам. Как и в транзите газа, от Украины ждут ошибки, но не на Востоке, а на Западе», — отмечает директор «А-95».

Если решение проблемы затянется во времени, украинское направление поставок нефти для НПЗ восточной и центральной Европы вовсе станет неактуальным.

По данным автора, на украинском участке «Дружбы» сосредоточено около 450 тыс. т нефти с повышенным содержанием хлорорганических соединений. Алгоритм решения этой проблемы уже разработан.

«Вкратце план таков: «грязная» нефть будет выдавлена «чистой» из трубы в хранилища, после чего «хлористая» нефть будет домешиваться в транзитный поток с сохранением предельных параметров по доле хлорорганики», — пишет Сергей Куюн.

На первом этапе предстоит освободить одну нитку «Дружбы», содержащей около 110 тыс. т нефти, что позволит возобновить транзит. Затем нефть будет заменена во второй нитке. По оценкам специалистов «Укртранснафты», выполнить программу можно за 3–4 месяца.

«На данный момент «Укртранснафта» ведет переговоры с «Транснефтью» о размере компенсации затрат на реализацию первоочередных мероприятий по ликвидации кризиса, в дальнейшем предстоит обсуждение компенсаций за очевидные изменения в режиме работы нефтепровода», — говорится в статье.

С.Куюн отмечает, что апрельский кризис с «Дружбой» показал ряд важных аспектов и, возможно, открыл для Украины некоторые перспективы.

Во-первых, он еще раз подтвердил критическую необходимость создание резервов нефти и нефтепродуктов. Во-вторых, снова актуализировал украинский маршрут «Одесса-Броды-Мозырь» как альтернативный канал поставок нефти в Беларусь. И в-третьих, перебои с качеством российской нефти добавляют привлекательности поставкам азербайджанской, иранской или казахской нефти по маршруту Одесса—Броды и далее по «Дружбе» в Европу.

«Но все эти перспективы требуют уверенности в украинском маршруте, который за последние 15 лет такой репутации не создал. Апрельский кризис станет хорошим тестом на гибкость и профессионализм», — резюмирует автор.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти