В начало

PLATTS: перспективы рынка на фоне демонизации дизеля в Европе

Разразившийся в США скандал с двухлитровыми дизелями Volkswagen (высокие экологические показатели демонстрируются только в лаборатории; на дороге выбросы увеличиваются в 20-38 раз, – ON) в скором времени может вызвать бурю в Европе. Эта новость оказалась кружкой бензина, которую СМИ плеснули на тлеющий дизельный сегмент нефтяной промышленности.

В культурологическом смысле характерный для дизелей выбросы оксида азота (NO2) есть куда большее «зло», чем эмиссия диоксида углерода (CO2).

На протяжении 2014 года из Парижа и Лондона звучали громкие призывы к ограничению использования дизельных транспортных средств. Мэр французской столицы, Энн Идальго, призвала ввести запрет на автомобили с дизельным двигателем к 2020 году. А Симон Биркетт, глава организации «За чистый воздух в Лондоне» потребовал, чтобы правительство Великобритании и мэр Лондона Борис Джонсон принесли извинения за промоутерскую компанию, в результате которой дизельные авто продаются лучше бензиновых. Но, как говорится, не Лондоном единым.

Покупатели легковых автомобилей массово «пошли» за дизельными легковушками после того, как большинство правительств Европы стало активно стимулировать использование автомобилей, оснащенных дизелями. В результате сегодня половина европейского автопарка представлена дизельными версиями транспортных средств. Для сравнения, в США этот показатель составляет 2% (в России – около 5%, в Украине – свыше 20%, – ON).

В Великобритании налоговые льготы на дизельные авто действуют с 2001 г. Они были введены под предлогом того, что такие дизеля обеспечивают более низкий уровень выбросов СО2. Однако 14 лет спустя бывший министр науки лорд Пол Дрейсон изменил свое мнение и заявил, что дизельные автомобили «убивают людей».

Скандал VW может обойтись немецкому концерну в большую сумму, чем компании BP потратила и потратит на ликвидацию последствий аварии на платформе Deep Horizon в 2006 году (свыше $20 млрд – ON). По мнению аналитиков банка Credit Suisse, суммарные затраты по скандалу могут составить €78 млрд ($87 млрд).

Скандал вокруг Volkswagen в США, стал первым звонком [для автомобильной и нефтеперерабатывающей промышленности]. Теперь стал очевидным, что «ситуация [с экологическими параметрами дизельных двигателей] была известна уже много лет, но никто никогда не перепроверял данные [производителей]», пишет Platts. И вполне возможно, что в этой увлекательной саге нас ждет множество сюжетных поворотов.

Последствия для дизельной промышленности

С ростом интереса государственных и общественных служб экологического контроля к скандалу вокруг дизелей Volkswagen отношение обывателей к дизельной промышленности будет меняться как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Как именно?

Прежде всего, не следует ожидать, что интерес покупателей мгновенно переключится с дизельных моторов на бензиновые.

«Положа руку на сердце можно сказать, что для большинства покупателей вопросы защиты окружающей среды при покупке автомобиля не стоят на первом месте», заявил на этой неделе один из дилеров, торгующих биотопливом. «Определяющим фактором при принятии решения [о покупке нового авто], по-прежнему, остается цена», – добавил он.

Источник на европейском рынке биотоплива заявил, что симпатии [потребителей] к дизелю не иссякнут до тех пор, пока ЕС будет дотировать производство биотоплива и предоставлять налоговые льготы владельцам дизельных авто. По мнению одного из нефтетрейдеров для начала таких процессов потребуется от двух до пяти лет.

Чтобы выполнить разворот на 180 градусов в отношении дизелей, ЕС придет преодолеть сопротивление представителей дизельной промышленности. Например, противодействие весьма влиятельного французского лобби, которое отстаивает интересы своих автопроизводителей.

Традиционное топливо: шаг в сторону

«Дизельгейт» будет не столько катализатором перехода к бензиновым двигателем, сколько ускорит внедрение нетрадиционных видов топлива, а также оказать существенное влияние на европейский топливный баланс.

Европа может пойти «абсолютно зеленой дорогой» и сделать ставки на электромобили, стимулируя их производство и покупку увеличением государственных субсидий и развертыванием сети электрозарядных станций в европейских городах. Предпосылки уже есть.

Аэропорт Схипхол (Амстердам, Голландия) обзавелся крупнейшим в отрасли парком электромобилей Tesla Model S, которые используются в качестве такси. По мнению властей это поможет существенно сократить выбросы CO2 и NO2.

Наряду с ростом продаж электромобилей данный момент может быть использован для возрождения популярности биотоплива. В последние годы его массовое использование подвергалось критике из-за того, что для выращивания маслянистых культур, пригодных для производства биотоплива, используются земли сельскохозяйственного назначения. При этом на фоне массового голода в развивающихся странах падает производство пищевых культур. Однако использование биодизеля не решает главной экологической проблемы – эмиссии NO2. И это одна из причин, по которой продавцы получаемого из возобновляемых ресурсов горючего, не питают чрезмерного оптимизма в отношении своего будущего.

Как заявил один из нефтетрейдеров, «Я не думаю, что этот [скандал] остановит продажи дизельных авто. Зная, что дизтопливо дешевле, а его расход меньше, что выберете лично вы?».

Но даже если автомобилисты-частники сделают выбор в пользу бензиновых [или электрических] двигателей, решающее слово не за ними. Главными потребителями дизтоплива являются грузовые автомобили [и коммерческий автотранспорт]. И те, кто говорит о грядущих переменах в этой сфере, выдают желаемое за действительное.

Caroline Knight, Reinout Geyssens, Platts. Перевод OilNews. Печатается с сокращениями

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти