В начало

Казахстан почти полгода не может преодолеть топливный кризис

Ситуация на топливном рынке  Казахстана стабилизируется до конца года. Об этом заявил глава национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» Каиргельды Кабылдин, сообщает newskaz.ru.

«Дано поручение закупить 50 тыс. т высокооктанового бензина в России. До конца этого месяца Павлодарский НПЗ переработает 450-470 тыс. нефти. Это позволит до конца года урегулировать ситуацию на внутреннем рынке», - сказал  К. Кабылдин.

При этом в сентябре министр нефти и газа республики Сауат Мынбаев заверял, что Казахстан преодолеет дефицит горюче-смазочных материалов на внутреннем рынке к середине октября.
Напомним, дефицит бензина на АЗС регионы Казахстана стали испытывать в мае 2011 г. По причине бензинового дефицита в России местные НПЗ ограничили поставки бензина в Казахстан, в первую очередь насыщая свой внутренний рынок. Наиболее остро в республике ощущается дефицит А-92, частично А-95 и дизтоплива. Летом трейдеры Казахстана сообщали о снижении поставок нефтепродуктов на АЗС почти в два раза, а также о сокращении местными НПЗ выпуска бензина на 20%. Последние три месяца заправки республики время от времени торговали топливом только по талонам или с ограничениями, а также работали с перебоями из-за дисбаланса розничных и оптовых цен на нефтепродукты и дефицита бензина. Крупные операторы АЗС сообщали об убытках.
Более того, во избежание дефицита топлива и неоправданного роста цен на него в Казахстане с апреля 2010 г. действует запрет на экспорт ГСМ до 31 декабря 2011 г.
А также власти Казахстана с целью стабилизации спроса и предложения на рынке и предотвращения спекулятивных цен ежемесячно устанавливают предельные розничные цены на ГСМ. Прошедшим летом правительство республики законодательно закрепило госрегулирование цен на топливо.
В свою очередь местные трейдеры выступают против госрегулирования цен на ГСМ, поскольку это не позволяет вести конкурентоспособный бизнес в республике.
Аналитики называют дефицит топлива в Казахстане беспрецедентным. В середине сентября поставки нефтепродуктов на рынок нескольких регионов республики практически прекратились, пишет zakon.kz.
По мнению властей, в частности, Агентства по защите конкуренции Казахстана, бензиновый кризис в России стал не столько причиной дефицита ГСМ в республике, сколько поводом для трейдеров, которые не согласны с госрегулированием топливного рынка, повышать цены.
«У них на 2 сентября цена была 130 тенге/л ($0,88), а на сегодня – уже 140 тенге ($0,94). Эта цена сейчас максимальная в Астане. У остальных же как были цены 125–132 тенге ($0,84-0,89), так и остались», – сообщил глава антимонопольного ведомства.
Аналитики местного рынка считают, что государство способно уже сегодня обеспечить рынок Казахстана дешевым бензином. Среди радикальных вариантов они предлагают возродить налог с добычи (роялти), ввести налог на сверхприбыль или национализировать стратегические добывающие предприятия. Однако отношения с инвесторами сырьевого комплекса в Казахстане окончательно и четко прописаны Налоговым кодексом и действующими контрактами. К тому же в рамках интеграции в Таможенный союз российские цены будут продолжать оказывать влияние на местный рынок.
Другие аналитики считают, что проблему решит только модернизация НПЗ. Рост мировых цен на нефть будет прямо отражаться на стоимости бензина в Казахстане, сдерживать цены на топливо в отдельных странах позволяют возможности работы их перерабатывающей промышленности, их высокие гтехнологии. А глубина переработки на НПЗ Казахстана не соответствует уровню современных заводов. И до завершения модернизации НПЗ в Казахстане нет технической возможности полностью обеспечить страну бензином отечественного производства.
По данным министра нефти и газа Казахстана Сауата Мынбаева, мощность переработки крупнейших НПЗ республики составляет 13,7 млн т сырой нефти в год. По его словам, даже когда местные НПЗ работают на полную мощность, часть бензина республика все равно импортирует:  доля импорта  А-92 составляет 35%, А-95, А-98, авиакеросину – еще выше. По его словам, только по А-80 и  дизтопливу Казахстан может закрыть собственную потребность.
Суммарный выпуск нефтепродуктов казахстанскими НПЗ в 2010 г. составил 12,7 млн т. За 8 месяцев 2011 г. производство топлива сократилось на 14,2%.
По разным оценкам, чтобы избавиться от импортной зависимости отечественное производство нефтепродуктов в Казахстане должно в ближайшие годы возрасти как минимум на 3 млн т. Правительство Казахстана обещает удовлетворить внутренний спрос на топливо после модернизации трех крупных НПЗ республики – Атырауского, Павлодарского и Шымкентского (входят в госкомпанию «КазМунайГаз»), завершить которую планируется к 2014 г.
В настоящее время для стабилизации поставок на рынок ГСМ планируется  увеличить выпуск бензина А-92 на 57% на Атырауском НПЗ – до 22 тыс. т в месяц, а Шымкентский НПЗ перенес плановый ремонт на две недели, до 19 октября.
 

 

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти