Министр энергетики Казахстана Владимир Школьник призвал жителей страны бережнее расходовать бензин, активнее использовать общественный транспорт и кооперироваться с попутчиками при поездках на личном автотранспорте. Об этом сообщает «Новости-Казахстан».
«То, что надо экономить, и весь мир экономит, – вот это надо делать. И я призываю это делать. Если есть возможность – не в громадном джипе ехать на работу... а сесть в одну машину людям, которые сидят в одном подъезде, доехать до работы, это можно сделать», – заявил министр, комментируя ситуацию на казахском рынке ГСМ.
По его информации, такая практика широко распространена в мире. «Так что и вас бы я попросил, когда в трудные времена поднимается цена во всем мире, я по Германии хорошо знаю – они садятся в одну машину либо едут на общественном транспорте. Давайте будем поэкономнее. На машины пересаживаться поменьше надо, особенно это касается всяких чиновников и людей, которые в одном джипе едут и везут воздух. Этим надо заниматься», – подчеркнул он.
Говоря о ситуации на рынке бензина, В. Школьник подтвердил, что дефицит топлива имеется, и он вызван, в частности, реконструкцией нефтеперерабатывающих заводов. «Реальный дефицит есть, он связан с тем, что идет реконструкция наших заводов с целью увеличения выхода легких фракций», – сказал министр.
Он также пояснил, что дефицит, представляющий собой разницу между потреблением и производством бензина марки АИ-92, ежегодно составляет порядка 140-150 тыс. т и традиционно компенсируется поставками из России, где в последнее время выросли цены на топливо.
«Мы завозили все время этот бензин из РФ, но вы знаете, что с зимы правительство... не поднимало цены, и за это время в России они поднялись. И сейчас ситуация такова, что 92-й бензин в РФ стоит порядка 160-170 тенге (11,4-12,1 грн/л) «на пистолете» на заправке, у нас эта цена до последнего момента была 115 тенге/л, сейчас она 128 (9,1 грн/л). И, естественно, тот, кто завозит бензин, рынок же единый, – ему невыгодно купить бензин там, привезти сюда и продать по той цене, которую мы регулируем», – сказал В. Школьник.
Говоря о том, планирует ли правительство очередное повышение предельных цен на бензин, Школьник заявил, что это решение будет зависеть от ситуации на рынке. «Что лучше – бензин по 128 тенге или по 115, которого нет? Либо бензин чуть дороже, но который есть? Вот и выбирайте сами», – заключил он.
Напомним, что Казахстан, испытывающий острый дефицит топлива, начал закупки топлива из России для насыщения рынка. В августе закуплено уже 34 тыс. т нефтепродуктов, в сентябре планируется купить еще около 176 тыс. т.
По мнению Казахской топливной ассоциации, дефицит создан искусственно вследствие невыполнения операторами-ресурсодержателями своих обязательств в ожидании роста цен, о котором они, вероятно, знали заранее.
С мая Казахстан квотировал ввоз бензина из России, которая обеспечивает 40% потребностей Казахстана в автомобильном топливе, а с 20 июня были введены ограничения на импорт дизтоплива. В конце июля этот ограничения были сняты, однако розничным реализаторам стало невыгодно ввозить и продавать российское топливо.
В 2013 г. Казахстан ограничивал импорт российского бензина с 24 мая до 1 ноября для защиты внутреннего рынка от избыточных объемов.
В Казахстане работают три крупных НПЗ – Атырауский, Шымкентский и Павлодарский, производство которых не покрывает внутренний спрос, в связи с чем страна вынуждена импортировать топливо из РФ. При этом в течение июля Павлодарский завод находился на ремонте.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти