На презентации территории опережающего развития (ТОР) «Приамурская» губернатор Амурской обл. РФ Александр Козлов представил президенту России проект строительства ультрасовременного «Амурского НПЗ». Однако для перспективного завода, на который требуется выделить из госбюджета 123 млрд руб., во-первых, нет сырья, во-вторых, – рынка сбыта.
Выступая 27 апреля на совещании по вопросам финансово-экономического и социального развития Амурской обл. в Благовещинске, губернатор Козлов заявил: «Амурская энергетическая компания реализует нефтеперерабатывающий завод мощностью переработки 6 млн т/год. Завод предполагает производство бензина и дизельного топлива. Объем инвестиций — 123 млрд руб., из них уже сегодня инвестировано 2,7 млрд. Сейчас идет разработка ПСД, обустройство строительной площадки, возведение объектов вспомогательной и социальной инфраструктуры». Как утверждают очевидцы, Владимир Владимирович одобрительно кивал – мол, нужен такой завод ТОРу.
Проблема заключается в том, что перспективное предприятие не может быть обеспечено сырьем. В 50 км от пока еще не подготовленной строительной площадки проходит нефтепровод ВСТО (Восточная Сибирь - Тихий Океан; международное название – ESPO, ON). Однако взять из него сырье для «Амурского НПЗ» невозможно. Этот факт недавно в очередной раз подтвердил советник президента корпорации «Транснефть» (оператора ВСТО) Игорь Демин, заявив: «Объемы нефти в трубе расписаны до 2030–2040 г. Мощность трубопровода – 80 млн [т/год] максимум. И больше трубу не сделаешь, она железная».
В качестве альтернативы предлагаются поставки сырой нефти по железной дороге, однако этот вопрос не проработан с РЖД. К тому поставки около 10 млн т сырья по «железке» – дело затратное. Но это еще не все.
В соседнем Хабаровском крае функционируют два мощных НПЗ. Вся Амурская обл. потребляет порядка до 250 тыс. т бензина и около 550 тыс. т дизтоплива. Зачем же области завод мощностью 6 млн т/год? «Для того чтобы экспортировать бензин и солярку в Китай», – не скрывают амурские руководители. Однако, как сообщал OilNews, рост производства нефтепродуктов в Китае идет столь стремительными темпами, что Саудовская Аравия начала прямые поставки местным независимым НПЗ – «самоварам». В этой связи многие эксперты предсказывают серьезные трудности для нефтеперерабатывающей промышленности региона – китайское топливо дешевле и его все больше.
Даже если проект будет реализован, и «Амурский НПЗ» будет поставлять свою продукцию в Поднебесную, КНР станет покупателем-монополистом и сможет диктовать заводу кабальные условия.
Когда один из российских журналистов прямо спросил Игоря Демина о том, не является ли данный проект прожектом, советник президента корпорации «Транснефть» столь же прямо ответил: «…ближайшее окружение губернатора его дезинформирует. А он, соответственно, дезинформирует президента».
По материалам mos.news
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти