По итогам января-июля 2018 г. дисбаланс между объемом импорта авиационного топлива через порт Николаева и его отгрузкой с территории порта достиг 80,3 тыс. т, что равно пятой части от всего объема рынка. Об этом enkorr сообщили в «Консалтинговой группе А-95» со ссылкой на данные собственного исследования.
Всего в этот порт за 7 месяцев текущего года танкерами было поставлено 93,2 тыс. т реактивного топлива, а по железной дороге из порта вышло 12,9 тыс. т (13,8%). Объем автомобильных отгрузок с порта неизвестен, однако в южном и центральном регионах, куда логистически возможны такие поставки, нет крупных конечных потребителей авиатоплива. Кроме того, в Николаеве нет мощностей для хранения такого значительного объема ресурса.
Основным импортером топлива через порт Николаев является группа «Трейд Коммодити», которая также остается лидером по импорту керосина. На нее приходится 34% от всех импортных поставок. (см. рис. 1). За 7 месяцев группа нарастила импорт на 64% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. — до 88,3 тыс. т.
Баланс рынка авиатоплива за 7 месяцев 2018 г. увеличился на 36% и составил 385,4 тыс. т. Доля внутреннего производителя — Кременчугского НПЗ (Полтавская область) в балансе снизилась с 35 до 33%. При этом завод нарастил выпуск топлива на 26,3% — до 126,4 тыс. т.
Импорт авиатоплива за 7 месяцев вырос на 41,3% и составил 259 тыс. т. 60,7% (157,3 тыс. т) из этого объема было импортировано через морпорты, соответственно на железнодорожные поставки из Литвы и Беларуси пришлось 39,3% (101,7 тыс. т).
Больше всего авиатоплива было импортировано из Италии – 72 тыс. т или 19% от общего баланса рынка. Импорт из Литвы составил 67 тыс. т, из Греции – 57 тыс. т, Беларуси – 34 тыс. т. (см. рис. 2)
Рост рынка авиатоплива существенно опережает динамику роста авиаперевозок. По официальным данным Госавиаслужбы, рост пассажиропотока через украинские аэропорты за 7 месяцев 2018 г. составил 25%, а количество рейсов украинских авиакомпаний увеличилось на 8,7%.
Опережающие темпы роста поставок авиатоплива могут объясняться его нецелевым использованием. Эксперты и участники рынка считают, что керосин может смешиваться с дизельным топливом и продаваться под видом ДТ. Смешивание топлив имеет экономический смысл из-за семикратной разницы в акцизном налоге на ДТ (€139,5/тыс. л) и авиатопливо (€21/тыс. л).
Тот факт, что авиационное топливо некоторые участники рынка смешивают с дизельным топливом, подтвердил начальник Энергетической таможни ГФС Игорь Пиковский. При этом он подчеркнул, что это точно не происходит в зонах таможенного контроля.
«Действительно, мы все прекрасно понимаем, что авиационным топливом «бодяжат» соляру и говорить о чем-то другом кроме слова «бодяжат», думаю не имеет смысла», — рассказал И.Пиковский на форуме BSPT-2018.
В последнее время участились сообщения о низком качестве дизельного топлива, поставляемого из порта Николаева конечным потребителям. Жалобы поступали, в частности, от аграриев южных регионов, которые винили некачественное топливо в поломке сельхозтехники.
Между тем программа по борьбе с контрабандой, объявленная в июне премьер-министром Гройсманом, не содержит упоминаний о нецелевом импорте авиакеросина.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти