Российские «ястребы» призывают Путина принять жесткие меры к Анкаре в ответ на сбитый турецкими ВВС российский фронтовой бомбардировщик. Чем это чревато для обоих государств и, в первую очередь, для их энергетического сектора? Турецко-российская конфронтация нанесет серьезный удар по «Газпрому», «Роснефти» и компании «ЛУКОЙЛ».
Для «Газпрома» Турция – второй (после Германии) рынок сбыта. В 2014 г. Россия поставила в эту страну 27,3 млрд куб. м природного газа, или около 60% от ее потребностей. Газ поставляется через Украину и газопровод «Голубой поток», идущий по дну Черного моря. В прошлом году «Газпром» и турецкая госкомпания Botas подписали меморандум о строительстве второго газопровода через Черное море — «Турецкий поток» (этот проект пришел на смену проекту «Южный поток», который был заблокирован Евросоюзом).
Изначально «Газпром», который стремится сократить поставки через Украину, объявил, что мощность «Турецкого потока» составит 63 млрд куб. м в год, но летом 2015 г. она была снижена вдвое. Тем не менее, строительство широко разрекламированного в российских СМИ «Турецкого потока» так и не началось – из-за выборов в Турции и разногласий по цене поставок стороны долго откладывали подписание межправительственного соглашения. Газовые переговоры еще больше осложнились после того, как Россия в конце сентября включилась в сирийскую кампанию. Инцидент с Су-24 сводит вероятность реализацию этой программы к нулю.
Для «Газпрома» прекращение поставок природного газа в Турцию будет иметь катастрофические последствия. Для Турции это также будет иметь весьма серьезные последствия, однако эта страна может частично компенсировать потерю российского газа поставками из дружественного Азербайджана и Туркмении.
Крупнейшая негосударственная НК России «ЛУКОЙЛ» является крупным игроком на турецком топливном рынке. В 2008 г. она за $555 млн приобрела сеть местных АЗС, сейчас у нее больше 600 заправок в Турции, с которыми «ЛУКОЙЛ» занимает около 7% рынка. Стоит отметить, однако, что турецкий топливный рынок достаточно специфичен. Это стало одной из причин того, что французская Total продала свой розничный бизнес в Турции местной компании Demirören за €325 млн.
«Турецкие проблемы» будут особо заметными для «ЛУКОЙЛ» на фоне того, что компания рассматривает возможность сокращения своей инвестиционной программы на 12-14%.
Как ранее сообщал OilNews, во вторник, 24 ноября, турецкие истребители F-16 сбили российский фронтовой бомбардировщик Су-24, который упал в Сирии на территории, контролируемой повстанцами. Один из пилотов был убит, второй захвачен в плен повстанцами. Его дальнейшая судьба до сих пор не ясна: по данным портала «Дождь» он был передан представителям турецкой полиции (Турция поддерживает сирийских повстанцев в пограничной зоне и не раз призывала Москву прекратить бомбардировки данной территории). Некоторые СМИ сообщают о том, что второй пилот также убит или погиб во время приземления.
Вскоре после инцидента сирийские повстанцы подбили один из вертолетов, посланных на поиски экипажа сбитого Су-24. Как сообщают источники OilNews, подбитый вертолет совершил аварийную посадку, возле него приземлился второй вертолет, эвакуировал экипаж первого, расстрелял из ПТУРС подбитую машину и ушел на базу.
Мировой рынок мгновенно отреагировал на обострение ситуации на Ближнем Востоке. С момента появления официальных сообщений о сбитом Су-24 нефть подорожала почти на пять процентов.
По материалам РБК, OilNews
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти