Покупка The Rompetrol Group в 2007 г. стала эпохальным событием в истории «КазМунайГаза». За входной билет в Европу казахи заплатили солидную цену, которую многие и по сей день считают непомерной. Однако восточные инвесторы уверены – цель оправдывает средства. Несмотря на десятки миллионов тонн нефтедобычи на родине, в Румынии кипит работа по модернизации хозяйства, идет поиск новых логистических решений и освоение новых рынков.
К слову, именно Rompetrol станет тем передовым отрядом, который казахи отправят в Украину, а в целом было интересно узнать, что наша страна числится среди приоритетных территорий для освоения. Об этих и других аспектах работы Rompetrol в интервью OilNews рассказал CEO компании Садуохас Мералиев во время пресс-тура в Румынию в июле 2011 г. Опытный топ-менеджер оказался очень открытым и, как нам показалось, весьма искренним. Во всяком случае, человек знает каждую цифру и не оставил ни одного вопроса без исчерпывающего ответа.
OilNews: Господин Мералиев, после покупки 75% Rompetrol Group NV за $1,65 млрд финаналитики со всего мира в один голос говорили о завышенной цене сделки. Какова ваша оценка спустя четыре года?
С. Мералиев: Мы – государственная компания и, естественно, перед покупкой провели консультации с банками, финансовыми аналитиками и специалистами по налогам мирового масштаба. Оценка проводилась во второй половине 2007 г., когда нефтяная отрасль была на пике. Заключение по стоимости активов, мы считаем, было сделано по всем правилам и нормам. А после этого наступил кризис. Мы не скрываем, что до сих пор находимся в негативном финансовом поле, но нельзя оценивать эффективность покупки точечно.
Казахстан – нефтедобывающая страна с небольшим населением, и, добывая в год 80 млн т, мы имеем крупный избыток нефти. Поэтому «Ромпетрол» стоит также рассматривать как ключ для входа на новые рынки. Наши «натуральные» рынки – это Китай на Востоке и Европа на Западе. При этом все основные месторождения Казахстана расположены на Западе, поэтому, географически Европа ближе, чем Китай. В связи с этим было принято решение о создании производственной цепочки и приобретении каких-нибудь активов в переработке и ритейле в Западной Европе. Опять же, если говорить откровенно, то нам не удавалось до этого выиграть во многих европейских тендерах. Мы не достигли успеха в конкурсе на долю в литовском Мажейкяе (концерн Mazeikiu Nafta, конкурс в 2006 г. выиграла польская Orlen. – ON), в чешской компании Unipetrol (в 2004 г. контрольный пакет также куплен Orlen. – ON), хотели приобрести НПЗ в Италии – тоже не получилось Поэтому «Ромпетрол» стоил своих денег и потраченных на него усилий.
OilNews: Куда были направлены основные усилия после приобретения актива?
С. Мералиев: Мы привнесли сюда корпоративную структуру компании «КазМунайГаз», разработанную для нас компанией McKenzie, проводим активную политику реструктуризации, весьма агрессивно развиваемся. На сегодняшний день приведены в порядок все заправочные станции в сети, они соответствуют европейским нормативам. Полностью модернизированы хранилища нефтепродуктов в Румынии, у нас уже нет проблем, точнее больших проблем во Франции и Испании. Очень неплохое техническое состояние активов в Болгарии, большая работа проведена в Грузии.
Если говорить о Петромидии, то тут главной задачей является приведение завода к европейским нормам. Румынским требованиям мы соответствуем, но как член Евросоюза страна непрерывно внедряет европейские нормы. Мы прекрасно осознаем, что рано или поздно румынское законодательство будет адаптировано к европейскому, и мы готовимся к этому.
Сейчас мы поставили перед собой задачу войти в число лучших 25 заводов Европы. Это рейтинг, который составляет Solomon Associates (Solomon refining benchmark. – ON), исследуя состояние каждого предприятия, учитывая его структуру и производительность. В исследовании Solomon участвует, если не ошибаюсь, 114 европейских НПЗ. И мы хотим быть среди первых. Мы достаточно конкуренты в Восточной Европе, но очень сильны предприятия Западной Европы.
Честно сказать, нам достались в наследство очень большие экологические проблемы на заводах. Сегодня мы получаем европейские разрешения на эксплуатацию нефтехимических комплексов и надеемся, что это произойдет без всяких запинок, потому как мы выполнили весь
комплекс мероприятий, которые предполагались в рамках так называемого «комплексного решения по предельно допустимым выбросам». Это, что касается нефтехимии (нефтехимический комплекс находится в составе НПЗ Petromidia). Заводу Vega 108 лет, и там у нас есть реальные проблемы. Мы потратили очень много денег, выполнили большой объем работ, но сделать все в течение тех сроков, которые перед нами ставит Евросоюз, очень сложно. Сейчас мы создаем график требуемых работ и намерены увеличить их сроки, а тогда уже четко идти по намеченному плану. Потому как уложиться в тот срок, который есть сегодня – 2014 г. – нереально.
Для Petromidia мы запланировали около девяти мероприятий экологического назначения, из которых пять собираемся закончить в этом году, два – в следующем году, и еще по двум оставшимся ведем переговоры с агентством по окружающей среде о разработке четкого графика. В любом случае эта работа проводится.
OilNews: В Европе наблюдается избыток перерабатывающих мощностей, что привело к снижению прибыльности НПЗ. Многие заводы выставлены на продажу, К слову, вместе со своим украинским НПЗ в Одессе «ЛУКОЙЛ» якобы не прочь расстаться и с предприятием в Румынии. $193 млн убытка в прошлом году показала и Rompetrol Rafinare, но компания продолжает наращивать мощности…
С. Мералиев: С одной стороны, мы действительно имеем дело с избыточными мощностями, а с другой – в этих условиях первыми уходят с рынка именно небольшие НПЗ. В Румынии когда-то было очень много небольших заводов (11 НПЗ. –
ON), на пике страна перерабатывала около 34 млн т. Потом началось падение, и сейчас переработка составляет около 10 млн т нефти в год. Чем меньше мощность завода, тем выше его удельные затраты на одну тонну переработанной нефти. Допустим, если бы мы подняли мощности с 3,5 млн т в прошлом году до 5 млн т, то у нас «фикс косты» (фиксированные затраты. –
ON) сохраняются и перекладываются не на 3,5 млн т, а на 5 млн т. Таким образом получается, что с такой арифметикой затраты на одну тонну нефти снижаются на 40%. Естественно, «вариэбл» (переменные затраты. –
ON) растут, однако, это не арифметическая прогрессия. Например, если мы перерабатывали 100 т, а стали перерабатывать 110 т, то потребление электроэнергии не возрастет на 10%, оно увеличится на 8%, а продукта будет на 10% больше. Амортизация, «фикс косты», страховки, прочее – это все останется неизменным. Поэтому наш главный резерв по снижению затрат на одну тонну – это увеличение производительности.
В I квартале 2011 г. средняя загрузка НПЗ Европы составляла около 78%, наш показатель – 82%. Почти все заводы, которые функционируют в Румынии, сидят на импортной нефти (Petrobras частично снабжается нефтью собственной добычи Petrom, Lukoil-Petrotel и Petromidia используют 100% импортного сырья. – ON). И в этой ситуации мы стараемся использовать максимум выгоды из своего географического положения. Мы ближе всех морю, имеем минимальный тариф на получение нефти и на отправку продукта на экспорт. А тот же Petrom или «ЛУКОЙЛ» вынужден работать с государственным терминалом, транспортировать сырье далеко вглубь страны, а потом по такому же длинному пути возвращать на море избыток продукта. К слову, вот вам и еще один аргумент в пользу приобретения нами Rompetrol.
Конечно, просто нарастить переработку – недостаточно, нужно искать выгодные пути и рынки сбыта. Появившийся после увеличения мощности завода объем светлых (около 1 млн т. – ON) нам будет интересно направить на соседние рынки – в Украину и Турцию. Естественно, что самым привлекательным с точки зрения логистики остается Румыния.
OilNews: Давайте поговорим об Украине. Мы видим постепенное наращивание поставок после неудачных последних двух лет, однако все же им еще далеко до былых уровней. В чем вы видите перспективу и основные проблемы поставок в Украину?
С. Мералиев: Должен отметить, что «КазМунайГаз» всегда был заинтересован в рынке Украины. Раньше мы считали, что наша материнская компания должна заходить на новые рынки, а мы должны следовать за ней, но теперь акценты сместились, и мы намерены попробовать зайти через Rompetrol. На сегодня основная проблема состоит в безопасности логистики. Мы мечтаем иметь независимый вход в Украину, безопасные ворота для пенитрации наших продуктов на украинский рынок. Мы работали со многими портами: с тем же Одесским МТП, который географически наиболее интересен, заходили через Феодосию, – но ни в том, ни в другом случае у нас не было уверенности в гарантиях нормальной работы. И мы пришли к выводу, что необходимо иметь собственный терминал, который нам позволит наряду с использованием объектов других (перевалок. – ON) компаний, иметь свой надежный канал.
Однако, даже учитывая существующие трудности, в этом году заходим в Украину достаточно успешно через ряд портов. Это Херсон, Измаил… Думаю, что за июнь-июль этого года отгрузим в Украину около 65-67 тыс. т светлых нефтепродуктов. В целом, думаю, что за 2011 г. продадим в Украину около 170 тыс. т бензинов. В перспективе хотелось бы, продавать в южном регионе 200 тыс. т бензинов и столько же дизтоплива, которого поставки у нас сегодня незначительны.
OilNews: Планируется ли возрождение программы по выходу на розничный рынок?
С. Мералиев: Скажу сразу, что мы не хотим приобретать сеть АЗС. Сейчас мы активно ищем партнеров для кооперации, в частности, по созданию франчайзинговой сети. Rompetrol интересно, чтобы по такой схеме под флагом компании работали около 100-120 заправок на юге Украины. Мы со своей стороны готовы гарантировать надежность объемов и высокий уровень бренда. Это может быть как наш бренд, так и какой-нибудь суббренд, как это есть в Румынии – Rompetrol Partner, Rompetrol Plus.
OilNews: Украинский ритейл в этом году подвергся серьезному государственному давлению, маржи сильно снизились. А как обстоят дела с прибыльностью АЗС в Румынии и других странах вашего присутствия?
С. Мералиев: В результате кризиса 2008 г. было существенное падение продаж – до 10 тыс. л среднесуточной реализации. Сейчас же происходит уверенный рост. По результатам первого полугодия мы вернулись на докризисный уровень продаж через каждую собственную заправку – около 11 м3 в сутки, через сеть партнеров – 5,2 м3. Сегодня это достаточно прибыльный бизнес, и для увеличения его эффективности мы проводим программу оптимизации затрат в рознице. В рамках первого этапа оптимизации мы перевели на аутсорсинг первичную (доставка с НПЗ до нефтебазы) и вторичную (доставка бензовозами) логистику. Кроме того, сейчас идет очень большая работа по сокращению затрат на нефтебазах. В рамках программы пришлось закрыть одну из четырех нефтебаз в Румынии.
Нас радует французская розничная сеть. «Ромпетрол» не поставляет туда свои нефтепродукты, сеть покупает топливо на свободном рынке и продает на свободном рынке. Говорить о большой марже в западноевропейских странах, как известно, не приходится, но там мы побеждаем
благодаря объемам. Этот рынок очень развитый и доход в $10-15 с тонны считается нормальным, однако во Франции мы суммарно продаем даже больше, чем в Румынии. И если в Румынии это 24-25% рынка, то во Франции – всего 3%, или 140 АЗС. Потому что потребление нефтепродуктов во Франции колоссальное – более 80 млн т в год, и мы хотим там развиваться. В этом году компания запустила первую трассовую станцию Rompetrol (основное количество АЗС, принадлежащих «Ромпетролу» во Франции, работают под брендом Dyneff, марка Rompetrol используется на автомагистралях. –
ON) и в начале следующего года планирует запустить еще две. Это очень хорошие, высококлассные станции. Это не заправки, а целый город: большой ресторан, огромный магазин, парковка на 50 автомобилей. Совершенно другие масштабы. Стоимость такого объекта – примерно €5 млн.
Немного тяжелее идут дела в Испании. Поразительный результат в прошлом году сделала у нас Болгария. Это полностью поменяло наше виденье собственного бизнеса в этой стране. В Молдавии наоборот – в 2008 г. мы имели наибольшую маржу, но сейчас она значительно упала, и сегодня главная задача – увеличить продажи. Ну и, естественно, Румыния у нас на первом месте. Это если говорить о суммарной прибыли в стране.
OilNews: На пресс-конференции вы упомянули о перспективности сжиженного газа в Румынии, Турции и других странах. Как вы развиваетесь в направлении LPG?
С. Мералиев: Сегмент сжиженных газов «Ромпетрола» развивается в трех направлениях: оптовые продажи, ритейл и экспорт. Задачей №1 было сделать все три канала равномерными по объему продаж. В прошлом году приблизительно такое соотношение и было – около трети по каждому направлению. Подобная схема позволяет избежать ударов рынка: в случае избытка по одному из каналов мы аккуратно размещаем его на другие направления. Раньше было совсем по-другому: около 90% оптовых продаж, экспорта почти не было, а ритейл – около 10%. Сегодня задача по реструктуризации каналов сбыта выполнена.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти