Владимир Зеленский провозгласил строительство дорог своей главной миссией.
«Я хочу быть президентом, при котором в Украине появились дороги», – сказал он на своей недавней пресс-конференции.
Делается и впрямь немало. В 2020 году на дорожное строительство должны поступить фантастические 100 млрд грн.
Решимость такая, что «дорожная» статья не пострадала ни на гривню в ходе недавнего «обрезания» бюджета в связи с эпидемией.
Мало того, из фонда борьбы с COVID-19 на дороги перекинули 35 млрд грн, а еще собираются в два с половиной раза поднять акциз на сжиженный газ.
Вливание рекордных средств четвертый год кряду вызвало рекорды в поставке битума. С 2017 года объемы его потребления составляют около 700 тыс тонн.
Это наибольшие показатели за всю украинскую независимость. До этого рекордное использование битума было отмечено на этапе подготовки к «Евро-2012» и составило 505 тыс тонн в 2011 году.
Растущие объемы потребления битума – хороший ответ скептикам, которые считают, что ничего не строится. Другое дело – цена этой стройки, ведь растут не только объемы использования битума, но и цены на него. Об этой интересной и поучительной тенденции хотелось бы поговорить детальнее.
На рисунке отражена динамика премий на белорусский и украинский битумы, на которые в 2019 году пришлось 85% рынка – 50% и 35% соответственно.
Как происходит ценообразование на битум и на нефтепродукты? Поставщики и покупатели ориентируются на европейские котировки и применяют к ней премию или дисконт. В случае с битумом базой служит мазут.
Если в 2018-2019 годах «Укртатнафта» торговала с нулевой премией к мазуту с серой 3,5%, то в 2020 году подняла ее на 120 долл за тонну. При этом в мае 2019 года на северо-западе Европы мазут в среднем стоил 145 долл за тонну.
В апреле украинский битум стоил дороже бензина и дизтоплива, провалившихся вместе с мировой ценой на нефть.
Не остался в стороне и крупнейший поставщик – белорусские производители. В марте рынок получил обухом по голове: белорусы установили премию 190 долл за тонну, хотя 2019 год они отработали со средней поправкой 65 долл.
В итоге весной 2020 года цена на белорусский битум для Украины стала максимальной в Европе. Ближе к лету поправка стабилизировалась. Сейчас сябры и кременчужане стоят на одном уровне, но цены остались у вершин «битумных хит-парадов» Европы.
В итоге дорожно-строительная отрасль не почувствовала краха цен на нефть. Цена на битум в Украине держится на уровне 2019 года, хотя мазут в мае 2020 года стоил 145 долл за тонну, а в 2019 году – 388 долл за тонну.
Профит ушел в карманы производителей битума. Скорее всего, цены будут расти. Финансирование из бюджета есть, а на лето и осень приходится пик работ. Тем временем цена на нефть пробила уровень 40 долл за барр.
В чем же причина нашего чемпионства? В отсутствии конкуренции, и случай с битумом это очень хорошо показывает. Урок нам преподнесли россияне.
В апреле 2019 года правительство РФ ввело эмбарго на экспорт ряда нефтепродуктов в Украину. Среди них оказался и невзрачный битум, поставки которого были крайне невелики. В 2018 году на них пришлось 18% рынка Украины, а годом ранее – 8%, несмотря на 10-процентную пошлину.
Премии на белорусский битум выросли сразу: если в апреле 2019 года украинские покупатели контрактовались с дисконтом 23 долл за тонну, то уже в июле – с такой же премией. А в ноябре поправки взлетели до 90 долл за тонну.
Не вызывает сомнений, что аналогичным образом поступила бы и «Укртатнафта», но, к ее сожалению, месяцем ранее она распродала почти весь годовой объем битума по формульным контрактам на прежних условиях.
По высоким ценам, близким к белорусским, заводу удалось продать небольшие объемы на спотовом рынке, когда цены определяются на основании текущей ситуации. Отыграться по полной удалось только в 2020 году, но зато как! Ничего личного, только бизнес! Интересно, как такой бизнес оценивает АМКУ.
Почему история с битумом так важна?
«Нафтогаз Украины» и контролируемая Игорем Коломойским «Укртатнафта» требуют от правительства ввести пошлины на российское дизельное топливо и сжиженный газ. В случае с дизтопливом это будет означать остановку импорта из России, а это уже не 18%, как в случае с битумом, а 35-40% рынка.
Инициаторы пошлин заверяют чиновников, что цена при этом на вырастет, но битумный пример говорит об обратном. Наценки выросли на 120 долл за тонну, что составляет 50% от нынешних цен, а в ценах 2019 года – 30%.
Выросли цены не только у внутреннего производителя, но и у белорусов – обладателей половины нашего рынка. Если бы не эмбарго, только на «битумных» тратах можно было бы сэкономить до 1,65 млрд грн.
Реальная переплата будет еще больше, так как и оставшиеся небольшие поставщики поднимут цены до уровня белорусских, можно не сомневаться.
Есть и позитивные моменты: «Укртатнафта» наращивает выпуск битума. В 2018 году было произведено 132 тыс тонн, в 2019 году – 208 тыс тонн, а в 2020 году завод обещает рекордные 300 тыс тонн. Посчитаем цену этого прироста.
С учетом переплаты 1,65 млрд грн дополнительные 92 тыс тонны кременчугского битума обойдутся налогоплательщикам в 18 тыс грн за тонну. «Укртатнафта» продает его по 9 700 грн за тонну. Неплохая дотация, не так ли?
Приходится констатировать, что российский битум увеличивал конкуренцию и сдерживал цены. По имеющимся данным, на эмбарго настояли российские дорожники, опасающиеся дефицита и роста цен на внутреннем рынке.
Российского битума было всего 18% рынка и какой удар получил бюджет от исчезновения этого продукта? Каким же будет эффект от закрытия российского импорта дизтоплива и сжиженного газа, которых под 40%?
Украина и так платит премии на дизтопливо и сжиженный газ зарубежным поставщикам, а пошлины сделают их еще больше. Европейский рекорд по ценам на битум уже имеем, на очереди – дизтопливо и сжиженный газ?
Только в отличие от битума, который покупается за бюджетные деньги, подорожавшие дизтопливо и сжиженный газ каждый потребитель оплатит сам.
Источник: «Экономическая правда».
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти