В начало

Возвращение в СССР или движение в Европу?


Александр Лютый, главный аудитор органа по оценке соответствия «Промстандарт»

Очередное продление стандартов СССР, разработанных до 1991 г. государственным предприятием «Украинский научно-исследовательський и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и качества» (далее — ГП «УкрНДНЦ» при Минэкономразвития), несомненно вызывает бурю эмоций. Это касается как участников рынка,  которые переходят  на европейские стандарты качества, так и для участников, работающих по старым требованиям и ГОСТам, большинство которых уже отменены.

Давайте проследим хронологию этих действий.

На официальном сайте  ГП  «УкрнНДНЦ» 10.01.2019 г. появилась информация о выдаче 10 приказов, подписанных  27–29 декабря 2018 года о продлении огромного перечня старых стандартов на три года.  Особое внимание в этом перечне занимают  стандарты по рынку сжиженного газа, разработанные аж в 70-х годах прошлого столетия.  А на дворе 2019 г. !!!  Больше того,  это нарушает статью 17, п. 4  Закона Украины «О стандартизации» от 05.06.2014 г., который отменяет старые государственные стандарты, если они не отвечают европейским требованиям. 

В 2014  г. Украина подписала соглашение об Ассоциации с ЕС, согласно которому страна обязалась перейти на евростандарты. И вот  уже четвертый год подряд мы  продлеваем стандарты, некоторым из них более 40 лет, по которым трудились еще наши деды.  Самый главный вопрос, кому это выгодно? Страны ЕС давно перешли на новый уровень стандартов качества и  постоянно внедряют новые технологии, а мы остаемся в «советском» прошлом. Ответ очень прост.  В ЕС давно присутствует здоровая конкуренция на рынке, высокие требования по экологии, безопасности эксплуатации автотранспорта.  А что же у нас?

Несмотря на все сложности по вводу новых производственных мощностей, политическую и экономическую ситуации в Украине, наши крупные производители сжиженного газа за прошедшие четыре года проделали огромную работу по переходу на евростандарты, инвестировав при этом миллионы долларов.  В 2019 г. выпускать автогаз по требованиям EN готовы крупнейшие украинские производители сжиженного газа:  «Укрнефть», «Укргаздобыча», «Укртатнафта».

Большая часть импорта сжиженного газа из Белоруссии, РФ, Казахстана и стран ЕС соответствует требованиям европейских стандартов. Если продукция не соответствует европейским требованиям, то довести ее до этого уровня можно путем  улучшения качества на существующих производственных мощностях. Но, к сожалению, существуют предприятия, не крупные внутренние производители, которые не привыкли двигаться в ногу со временем, а все время хотят оставаться в далеком прошлом. Это напоминает ситуацию, когда Украина переходила со стандарта категории Евро-2 на категорию Евро-3, 4, 5 по жидким моторным топливам. Тогда также наши НПЗ сопротивлялись этому переходу и не хотели проводить модернизацию своих мощностей. На данный момент два завода, которые работают в Украине, все таки перешли на новые стандарты и увидели эффективность этих модернизаций.

Не секрет,  что коммунально–бытовой газ или газ, выпущенный по требованиям старого ГОСТа на ПБА не в полной мере соответствует европейским требованиям. Для автогаза в европейских стандартах заложены новые показатели качества и ужесточенные нынешние,  которые были разработаны под иные двигатели и способы эксплуатации автотранспорта.

Поэтому дальнейшее продление этих стандартов оставляет нас с проблемами «советского» прошлого, от которого мы вроде как отказались и выбрали европейский вектор развития. Промедление перехода на европейские гармонизированные стандарты несет огромные риски для безопасной эксплуатации автотранспорта, существенно ухудшает экологические показатели, а также нормальную работу современных двигателей, которые не могут эксплуатироваться на топливе старого поколения.

Насколько мне известно, позиция Минэкономразвития, как ответственного госучреждения за стандартизацию в Украине, это переход на гармонизированные европейские стандарты и отказ от старых советских ГОСТов до 1991 г. В частности, это европейские стандарты для автогаза (ДСТУ EN 589 и др.), принятые в Украине.

Тогда непонятна позиция ГП «УкрНДНЦ» и почему предприятие нарушает выше упомянутый  Закон Украины «Про стандартизацию» и игнорирует европейский вектор развития нашей страны?

Обычно равняются на ведущие предприятия, а не на те, которые за всю независимость Украины не вложили не единого доллара в развитие нашей промышленности.

Один из возможных вариантов выхода из данной ситуации, это ускоренное принятие Технического регламента по поводу требований к сжиженному газу (далее — ТР), который разработан с учетом европейских требований и актуальных проблем на рынке сжиженного газа. Этот документ имеет более высокую юридическую силу в сравнении с действующими нормативными документами. Его принятие позволит скорее перейти на европейские требования к сжиженному газу и улучшить доверие простых автомобилистов в использовании популярного нынче топлива.

В заключении надеюсь, что данный вопрос не останется в стороне от мнения ведущих предприятий, которые перешли на новые стандарты качества. Кроме того, рассчитываем на поддержку и понимание поднятого вопроса со стороны Минэкономразвития и Минэнергоугля, ассоциаций, других заинтересованных сторон.

Стандарты, принятые более 40 лет назад, давно должны уйти в прошлое, как дисковые телефоны и карбюраторные двигатели.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти